Пропустить навигацию.
Главная
 

Сильвия Тркман. Воспитание щенков и обучение трюкам

©перевод В.Большакова http://dogschool.ru

FAQ по обучению щенков и трюкам

Здесь я отвечаю на некторые вопросы по обучению щенков, “сумасшедшести” и на некоторые другие по технике обучения, которую я объясняла в предыдущих статьях... Так что если вы хотите понять, о чем речь, вам понадобится прочитат все остальное, поскольку эта статья не охватывает полностью щенячью и трюковую дрессировку. Да, я не особо методичный человек. В любом случае, это опять объяснение того, как Я делаю что-то. Я не считаю это лучшим или единственным способом, это просто то, что больше всего подходит моему характеру. Вы можете выбрать свой путь.

- Как вы в первый раз учите щенка преодолевать барьер (с палкой на земле, естественно)? Делаете ли вы так, как описано на сайте, когда щенка учат скорости (кто-то держит щенка, а владелец убегает и зовет его), просто добавляя барьер перед носом щенка, чтобы он сквозь него пробежал? Или как?

Таким образом мы учили щенков раньше, когда я сначала учила собак бегать по прямой. Но сейчас я сначала учу собаку обходу разных предметов, и затем начинаю использовать барьер как объект для обхода (сначала вообще без палки). Когда я уже бегаю маленькие трассы с обходом стоек, я кладу палки на землю, и ни у одного щенка это не вызвало затруднений, поскольку игра для них уже знакома. Это их первое, и на значительный период времени, единственное, знакомство с барьерами. Они учатся работать на расстоянии, самостоятельно высматривать препятствия и мчаться к ним одновременно в процессе такого обучения.

- То есть получается, что команды «право-лево» - практически единственное, что необходимо для успешного прохождения сложной трассы уровня А3?

В общем, да. Эти команды включают в себя и высыл, так что дают вам управление на расстоянии. К том же я не делаю обход только одной стойки, я ставлю маленькие трассы из поворотов довольно рано в обучении щенка (как только я могу послать его обойти предмет без подсказок, одной командой), так что ко времени начала выступления на уровне А1, собака уже бегала маленькие но сложные трассы. Кроме «право-лево», «вперед», «сюда» и может быть «аут/обойди», вам больше ничего и не потребуется. - Ну, кроме независимого преодоления препятствий собакой, ее хорошей физической формы и глубоких взаимоотношений и понимания с вами, естественно. Ну, и немного опыта с вашей стороны: это легко, только если вы знаете, как двигаться вам. Если вы тоже новичок, как и ваша собака, это немного замедлит процесс, но в любом случае намного легче, если хотя бы собака хорошо выдрессирована и знает «право-лево»!

- Что такое “аут/обойди”? Это используется при выборе препятствия из двух? И как вы этому учите?

Нет, это не используется при выборе препятствия. Когда у собаки есть альтернатива из двух или более препятствий, я использую только название нужного из них. “Аут/обойди” означает прыгнуть через барьер на меня, обойдя его. Очень полезно не быть привязанным к тому, чтобы своим корпусом и ногами “выдавливать” собаку на ту сторону барьера, но просто позволить ей обойти его самостоятельно, пока вы занимаете нужную позицию для следующей связки. И, как и большинство вещей, я не тренирую эту команду отдельно, я просто произношу эту команду каждый раз, как “выдавливаю” собаку на другую сторону барера, просто постепенно помогаю ей движением все меньше и меньше.

- Как вы учите выбору препятствия?

Я не учу названия препятствий специально. Я просто каждый раз называю препятствие, когда собака к нему двигается, иногда несколько раз подряд, и они очень быстро запоминают его, и у меня никогда не возникало проблем в более сложных ситуациях. Вообще мои собаки запоминают все как-то в процессе. Я не очень методичный человек, и никогда не занимаюсь по плану (да, я знаю, из-за этого я ужасный тренер!). Я очень систематически подхожу только к обучению зоновым, слалому и “право-лево”. К тому времени, когда собака выучивает их на том уровне, на каком я хочу, она уже где-то как-то научилась и всему остальному...
Вот поэтому я не делаю обучающих видео: я не занимаюсь с собаками систематически, они просто выучивают все на ходу. Конечно, вы можете заниматься этим специально, но это включает работу на отдельных упражнениях-связках, а я стараюсь избегать этого как можно больше, так что я никогда не занимаюсь специально выбором препятствий по команде.

- Вы говорите, вы проводите с щенком 24 часа в день, но что делает щенок, когда вы не играете и не занимаетесь? Может ли она играть с другими вашими собаками?

Когда я не занимаюсь с щенком, он спит! Мы так много времени проводим в игре, обучении и социализации, что они падают замертво, когда мы заканчиваем. Никогда в жизни у меня щенки не шумели по ночам – ну, за исключением поскуливания, чтобы выйти пописать в первые две недели – а так они спят всю ночь, а ночи у меня до-о-олгие!

Я стараюсь предоставить своим щенками побольше возможности поиграть с другими собаками, но они не хотят (я думаю, это характер пиренеек...): иногда они гоняются друг за другом на прогулках, но никогда не играют дома, и Ло и Ла не играют с щенками. Я думаю, Бу понравится развлекать моего следующего щенка, но Ло и Ла совершенно точно не любят щенков, они их раздражают.

- Известно, что вы не считаете нужными выдержку на старте или остановку на зоне, но считаете ли вы, что важно учить собак самоконтролю?

Ну, зависит от того, важно кому и для чего. Это важно для остановки на зонах, выдержке на старте, в защите, в пастьбе и для хорошо воспитанного домашнего любимца. Так что я думаю, для многих людей это очень важно, и для некоторых аспектов дрессировки тоже. Для меня и моей дрессировки это совсем неважно. Я думаю, что дрессировка с помощью отбора поведения создает некоторый самоконтроль у собаки, как побочный продукт, но я не занимаюсь им специально. Я не думаю, что собакам нужен контроль. Собакам нужны указания. Мне хорошо ведущие себя собаки вроде моей Бу кажутся скучными, я люблю сумасшедших как Ла (и даже у меня крыша съедет от пяти Ла-подобных собак). Но это мои личные предпочтения, не думаю, что именно такую собаку необходимо иметь, чтобы показывать результаты в спорте. Возможно, будет проще их показать именно с собакой, не похожей на Ла.

- А как насчет собак, которые убегают погоняться за другими бегающими по трассе собаками? Им нужен самоконтроль?

Нет, их нужно научить тому, что их хэндлер гораздо интереснее всего остального. Мои собаки сходят с ума, когда я бегу с одной из них, но им все равно, что делают другие собаки, пока я в этом не участвую.

- Позволяется ли вашим собакам вести себя дома так же, как на трассе, или дома они ведут себя прилично?

Ну, зависит от собаки. Бу всегда себя хорошо ведет, Ло ведет себя хорошо в основном, а Ла – никогда . И можете предположить, что Ла – моя любимица .

- А когда вы занимаетесь с одной собакой, можно ли остальным лаять и сходить с ума?

Да. Они из шкуры выпрыгивают, когда я занимаюсь с одной, а остальные две ждут в машине. К счастью, занятия трюками так их не возбуждают, по крайней мере, когда они не видят их, так что я могу заниматься дома, просто закрыв остальных собак в другой комнате. Сначала я всегда даю им что-нибудь погрызть, и к счастью, они не издают звуков – это очень важно, поскольку я живу в квартире.

- Вы так же говорите, что послушание вам кажется важным, но вне трассы аджилити, да?

Да, вне аджилити. Занятия обидиенс не влияют напрямую на аджилити, я люблю их потому, что это очень скучно, и поэтому гораздо сложнее заинтересовать собаку. Так что, в принципе, если вы можете замотивировать собаку в обидиенс, у вас не должно быть проблем с мотивацией в аджилити.

- Вы не думаете, что обучение движению рядом создает “пришитую” к ноге собаку?

Нет. Если вы можете научить собаку ходить рядом, вы можете и научить ее бежать вперед . Нет ограничений на количество навыков, которым вы можете научить собаку! Я всегда указываю на важность обучения собаки как можно большему количеству вещей. И неправда, что обучение работе у ноги затрудняет обучение работе на расстоянии. Чем больше всего умеет ваша собака, тем легче ей даются новые знания, поскольку она лучше умеет учиться.

- Как вы учите трюкам?

Я получаю множество вопросов – как я учу тому или иному трюку. Часть из них я уже объяснила, но трюков так много, что я не могу описывать их все, так что это будет общий ответ. В основном, я отбираю нужное поведение. На более простые действия, как “право-лево”, сидеть, лежать, “восьмерка”, движение задом – я наталкиваю. Более сложные я обучаю с помощью отбора поведения – начинаю подкреплять маленький элемент трюка и затем развиваю его в целое поведение. Например, для движения рядом, сначала я щелкала за взгляд в глаза, потом движение вокруг меня при сохранении взгляда в глаза, а потом стала отбирать позиции, все больше напоминающие нормативые, задирание на ходу передних лап, опускание задних и т.д. Так же я отбираю поведение при обучении “2-2”, в коробке, на коробке, кружение задними лапами, пока передние стоят на предмете, вкладывание одной миски в другую, заворачивание в одеяло, перекрещивание лап, катание на скейте и т.д.

Часто я также строю трюки, объединяя их: “восьмерка” задом сделана из фронтальной посадки, команды “рядом” к обеим ногам и команды “назад”. Прыжки с кувырком, когда собака отталкивается от меня, сделаны из команды “на ручки” и наталкиванием игрушкой от себя. “Диагональные” и “правые-левые” ноги сделаны из “лапа х” и “лапа у”, а лапа х была выучена при помощи отбора поведения (щелчки за перенос веса, снятие веса с одной из лап, движение этой лапой, поднятие ее, а затем увеличение времени, в течение которого лапа держится на весу). Можно учить это и как “2-2”, просто не задними/передними, а правыми/левыми.

Я не очень использую мишени, но некоторые трюки были выучены именно с мишенями – хождение передними лапами на моих ногах, хождение в тапочках, “зайка” и т.д. Я научила Ла стоять на голове, используя касание мишени задними лапами (а Бу - “2-2”). Голову вниз, “где твое бедро”, “где лапка” и “да” и “нет” были научены с помощью касания мишени носом.

Я также использую подлавливание – облизываться, трясти головой, потягиваться и т.д.

Видите: это легко. Меня очень часто просят сделать видео по обучению трюков, но эй, ведь вам это не нужно! Это совсем не трудно, ключ ко всем трюкам – видеть и поощрять то, что ведет в правильном направлении и затем постепенно просить все большего и большего. Я согласна, что иногда трудно придумать трюк, вот почему я снимаю видео о своих – чтобы дать вам новые идеи. Но процесс обучения новому трюку совсем несложен. Есть очень много способов учить тот или иной трюк, и выяснение того, что лучше подходит вам и вашей собаке – очень важная часть процесса, гораздо лучше провести время так, чем смотря видео... Помните, цель обучения трюкам – не научить как можно больше за возможно меньший срок, но лучше узнать свою собаку, лучше понять, как она думает и найти лучший способ взаимодействия с ней. И первое и главное: наслаждаться этим процессом! Вы не можете научиться этому по видео или книгам, надо попробовать самим.

- Вы учите трюки по одному?

Нет, я всегда учу несколько параллельно, иногда даже в течение одного занятия, просто мы меняем место или используемый предмет. И конечно, это может запутать собаку, но это не конец света, мы занимаемся трюками, чтобы сделать собак занятыми и счастливыми.

- Сколько обычно длятся ваши занятия?

С щенком не очень долго, поскольку еда быстро кончается. Со взрослыми я могу работать столько, сколько мне нужно, они никогда не прекратят работу сами. Мы занимались 3 часа, когда записывали шоу с моей подругой и ее муди. Но в основном, когда я учу собаку чему-нибудь новому, еда кончается минут через 15.

- Сколько времени вы занимаетесь аджилити?

Со взрослыми я занимаюсь три раза в неделю и пробегаю по 3-4 трассы с каждой, переделывая те части, которые можно сделать лучше. Я меняю собак после каждой трассы, так что каждая собака бегает аджилити 3-4 раза меньше минуты (30 с на трассу + дополнительные секунды на переделку, если это надо), с перерывами между трассами. Я думаю, мои собаки занимаются аджилити в среднем 3 минуты в тренировку, 2-3 раза в неделю. Вместе с переставлением высоты барьеров, продумыванием новой трассы, играми, разминкой и т.д., я управляюсь со всеми тремя где-то за полтора часа. С щенком все дольше, потому что играю я с ним больше.

- Это правда? Три минуты аджилити три раза в неделю, чтобы создать собаку мирового уровня???

Ну, три минуты три раза в неделю работы на препятствиях... И много-много часов создания прочных доверительных отношений, обучения сотням трюков, прогулок в лесах, игр и создания правильного сумасшедшего отношения к работе. Я думаю, в этом суть аджилити? Преодолевать препятствия очень просто, вам не надо проводить на них много времени, их надо делать для собаки чем-то особым. Самое сложное – путь между препятствиями, и над ним можно работать и без них.