Пропустить навигацию.
Главная
 

Психология

Varvara
User offline. Last seen 2 недели 6 дней ago. Не в сети
Зарегистрирован(а): 2008-01-08

Выложу сюда материалы по психологии. Они как бы про людей, но ведь у нас много общего с собаками.

Varvara
User offline. Last seen 2 недели 6 дней ago. Не в сети
Зарегистрирован(а): 2008-01-08

Чувство беспомощности и пассивность

Экспериментальное формирование беспомощности

С помощью определенных влияний можно вызывать у животных и людей беспомощность и пассивность. Животные и люди, которые не могли избежать наказания (т.е. которые не могли контролировать ситуацию), "научаются" беспомощности, т.е. у них развивается беспомощность. Это является следствием того, что они не могут влиять на ситуацию: что они ни делали, все было безрезультатным.

Сначала исследования проводили на животных, которых помещали в клетку с металлической сеткой вместо пола, пропуская сквозь нее через определенный промежуток времени электрический ток. Животные сначала пытались спастись от ударов тока, стремились найти выход из клетки или способ прекратить экзекуцию. Почувствовав, что предпринять ничего не возможно во избежание удара, они становились пассивными, безынициативными и беспомощными, демонстрировали отказ от поиска (забивались в угол и сидели там бездеятельно). Животные теряли интерес ко всему (даже к еде), их жизненная активность угасала.

Затем условия опыта меняли и создавали ситуацию, в которой животные могли найти способ избежать наказания током (например, выскочить в соседнюю клетку или, нажав на педаль, разомкнуть ток). Большинство из них были неспособны к поиску. В соответствии с данными Селигмана, только 20% подопытных животных продолжали активные попытки спастись.

В то время как все животные, которые не имели опыта безуспешных действий, после неудачных попыток в конце концов находили способ прервать наказание.

Но как объяснить тот факт, что у 20% подопытных животных все же не удается сформировать беспомощность? М.Селигман предположил, что предыдущий жизненный опыт животных в значительной степени определял легкость (или сложность) формирования беспомощности.

Описанный ниже эксперимент подтверждает эту идею. Для животных создавали условия, при которых успехи и неудачи в достижении цели чередовались относительно равномерно. Попав после этого в безвыходную ситуацию, такое животное значительно дольше сохраняло активность.

Ученые допустили, что люди и животные, у которых не удается сформировать беспомощность, в течение своей жизни неоднократно сталкивались с заданиями различной сложности и у них развилась стойкость к неудачам. Таким образом, предыдущий опыт может увеличить стойкость к неудачам и поисковую активность.

Исследования, проведенные на людях, подтвердили зависимость формирования беспомощности от внешних влияний и от предыдущего опыта неудач.

В ходе одного из экспериментов на группу исследуемых (студентов) влияли сильным неприятным звуком, избежать которого было практически невозможно. Студенты, однако, не зная об этом условии (доверяя инструкции), считали, что могут найти способ избежать этого неприятного влияния. Они безуспешно пытались прервать звук, нажимая на разнообразные рычаги и кнопки. Таким образом у них была сформирована беспомощность. Спустя некоторое время в новых условиях, когда действительно можно было выключить звук, они даже не пытались этого делать. А другая группа студентов, у которых искусственно беспомощность не формировали, после нескольких активных попыток легко находили способ выключения звука.

Таким образом, люди, которым предварительно давали слишком сложные задания, формируя у них беспомощность, становились после такого "опыта неудач" менее активными, меньше стремились найти выход из сложной ситуации (хотя без такой предыдущей "тренировки" они довольно легко преодолевали трудность). Невозможность контролировать ситуацию (неподконтрольность событий) приводит к снижению активности человека.

Исследуемых в ходе эксперимента Д.Хирото разделили на три группы:

1. Исследуемые из первой группы на первом этапе опыта могли избежать неприятных событий и контролировать ситуацию (могли выключить звук, нажав на рычаг). Неприятные события были в данном случае подконтрольны субъекту (их можно было прекратить с помощью определенных действий, которые были доступны субъекту).

2. Исследуемые второй группы не могли контролировать ситуацию: несмотря на то, что они нажимали на рычаг, звук определенный промежуток времени не прекращался.

3. Третья группа (контрольная) не принимала участия в эксперименте.

На втором этапе при проверке образования беспомощности исследуемые всех групп довольно легко могли, нажав на рычаг, выключить электрозвонок (т.е. при определенных усилиях могли контролировать ситуацию).

Результаты эксперимента соответствовали данным исследований, проведенных на животных. Субъекты, которые на стадии научения вынуждены были терпеть неподконтрольный им звук, оказались более беспомощными в последующих заданиях, чем те, кто мог контролировать ситуацию (выключить звук). Они научились выключать звук с опозданием и, в отличие от исследуемых двух других групп, не смогли научиться совсем его избегать.

Факторы возникновения беспомощности

1. Влияние предыдущего опыта неудач

Первый фактор, который содействует возникновению беспомощности - это влияние предыдущего опыта неудач и невозможности контролировать ситуацию (т.е. невозможности влиять на ситуацию).

2. Установка на зависимость успеха от случая или от собственных усилий

Следующим дополнительным фактором, в соответствии с Д.Хирото, является установка на зависимость успеха от случая или от собственных усилий. Когда исследуемым навязывалась установка, что все зависит от случая, их активность и эффективность деятельности были более низки, чем в том случае, когда им внушали, что все зависит от их способностей.

3. Внутренний-внешний локус контроля

У исследуемых с внешним локусом контроля (которые считали, что все зависит от внешних обстоятельств, случая) беспомощность формировалась быстрее, чем у тех людей, которые считали, что все зависит от них самих (внутренний локус контроля).

Субъекты с внутренним локусом контроля на тренировочном этапе эксперимента использовали в четыре раза больше попыток избежать удара, чем исследуемые с внешним локусом контроля, а на тестовой стадии эксперимента они не проявляли никакой беспомощности.

psycho1.gif

Все три фактора - неподконтрольность действий в предыдущем опыте, зависимость (по мнению исследуемого) эффективности его действий от случая и внешний локус контроля как личностная характеристика - формировали беспомощность и снижали поисковую активность.

Условия формирования беспомощности

Экспериментальная процедура формирования беспомощности строилась таким образом, чтобы на предыдущем этапе исследования у людей создалось впечатление, что между их действиями и желаемыми результатами не существует никакой причинной связи.

Для формирования переживания неподконтрольности ситуации (невозможности контролировать ее и влиять на нее) необходимо создать такие условия, при которых человек будет продуцировать "правильные" и "ошибочные" решения, не имея возможности определить, почему его усилия оказываются то эффективными, то напрасными.

Вследствие применения такой экспериментальной процедуры было установлено следующее:

1) если человек окончательно не убедился в невозможности справиться с заданием (т.е. еще не совсем потерял веру в себя), то он увеличивает усилие в разрешении проблемы. Это случается тогда, когда негативный опыт его работы незначителен;

2) если задание будет казаться индивидууму настолько сложным, что он начинает сомневаться в своей способности найти правильное решение (и переживает каждый результат как неподконтрольный), то будет наблюдаться беспомощность;

3) если субъект убедится в том, что задание принципиально не имеет решения, то беспомощность также не возникает. Ответственность за результаты действий субъект будет возлагать на внешние факторы (отсутствие решения, коварство экспериментатора и т.п.). Для самооценки такие результаты будут иметь нейтральный смысл (т.е. они отнюдь не влияют на самооценку).

Влияние воспитательных стратегий

Отношение субъекта воспитательного процесса (руководителя, преподавателя, учителя, тренера) к успехам и неудачам подчиненного (ученика, спортсмена) имеет огромное значение в формировании мотивации деятельности.

Типичная картина, когда часто повторяющиеся негативные оценки не только отбивают охоту человека к интенсивным занятиям, но и окончательно подрывают веру в себя и в свои возможности. Как следствие такого отношения - снижение эффективности деятельности и результатов, которое приводит к дальнейшему снижению самооценки. Вследствие этого довольно быстро развивается беспомощность. Особый вред наносит сравнение низких успехов субъекта с более высокими результатами других людей, отношение к ученику (подчиненному) как к аутсайдеру, отстающему.

psycho2.gif

Приведем примеры высказываний руководителей (учителей, тренеров), которые формируют беспомощность у своих подчиненных (учеников):

1) " Ты никогда не достигнешь лучших результатов";

2) "Такой лентяй, как ты, никогда не достигнет даже посредственных результатов";

3) " Ты типичный неудачник";

4) " Ты никогда не будешь иметь лучших оценок";

5) "С твоими способностями никогда не достичь даже среднего уровня";

6) " Тебе этого никогда не понять".

Даже если руководитель (учитель) и не декларирует такое отношение, то оно может проявляться в процессе общения с подчиненным (учеником), в самом стиле общения, в каких-либо невербальных проявлениях (в мимике, жестах, интонации и др.). Для человека слишком много значит мнение окружающих о нем (особенно мнение тех, кого он уважает). Негативное или неодобрительное отношение приводит к потере веры в себя.

Беспомощность и самооценка

Приобретение "выученной беспомощности" зависит от следующих факторов:

1) убеждения в своей несостоятельности повлиять на ситуацию (решить проблему);

2) ожиданий, которые сформировались в опыте человека.

Многое определяется тем, считает ли человек, что задание вообще не имеет решения, или (согласно его рассуждениям) оно не под силу только ему. Приобретенная беспомощность развивается только в последнем случае.

Субъект может даже признать, что задание имеет решение, но что такое задание способны решить только люди, имеющие специальную подготовку, которой у него нет. Такой внутренней позиции достаточно, чтобы неудача в данном конкретном случае не повлияла на поведение и деятельность вообще.

psycho3.gif

Так, если школьник считает, что со слишком сложными для него математическими задачами может справиться только учитель математики, то приобретенный опыт неудач существенно не повлияет на решение других задач. Если же он думает, что решить эти задачи могут большинство его одноклассников и они не под силу только ему, то такая позиция может привести к снижению мотивации и активности.

Если специалист уверен, что с такой проблемой не может справиться никто (или, например, что эта проблема не под силу никому из отечественных специалистов), то неудача не приводит к формированию выученной беспомощности. Если же он думает, что большинство его коллег смогли бы решить эту проблему (преодолеть трудность), то такая оценка может привести к формированию беспомощности и бессилия, к снижению активности и уменьшению стремления преодолевать трудности.

Приписывание причин неудачи (кто виноват?)

1. Субъект может считать причиной своих неудач не благоприятные внешние обстоятельства. В таком случае также развивается беспомощность. Если ситуация неудачи является значимой для субъекта, то это чувство может быть достаточно острым, но оно не распространяется на другие ситуации.

Когда причина неудач связывается индивидом с независящими от него обстоятельствами, отказ от активности должен касаться преимущественно этой конкретной ситуации и не обязательно распространяться на все другое. Более того, отказ от активности в данном конкретном задании сопровождается смещением интересов в другие сферы деятельности, где успех возможен.

Если никто не в состоянии справиться с этим заданием (а не только я), то неудача не может подорвать мою веру в себя.

2. Наоборот, если человек считает самого себя виноватым в своих неудачах, беспомощность и отказ от поиска имеет тенденцию к генерализации (переносится на другие ситуации). Такая позиция приводит к снижению самооценки и тем самым подрывает готовность к активному поиску, который всегда связан с определенным риском неудачи и требует уверенности в своих силах.

Приобретенная беспомощность в значительной степени определяется приписыванием причин неудач самому себе, а не обстоятельствам. Но это не единственная причина. Также имеет существенное значение фактор времени. Человек может считать, что неудачи его преследуют только здесь и теперь, а может допускать, что неудачи будут преследовать его и в будущем, причем не только в этой конкретной деятельности, но и в любой другой.

Приписывание причин неудачи внутренним факторам

Приписывая причины неудач внутренним факторам, человек считает, что только он сам (его способности, отношение и т.п.) является причиной успехов и неудач. Наиболее тяжелые последствия связаны с приписыванием причин неудач своим личностным качествам, которые воспринимаются как стабильные (неизменные) и универсальные. Такие установки приводят к отказу от поисковой активности при первых же неудачах, снижая уровень мотивации.

Вспомним героя А.Чехова, который сам себя называл "двадцать два несчастья" и был готов к поражению и неудаче еще до того, как брался за дело. Создается впечатление, что человек сам себя программирует на неудачу, ожидая поражения. Известно, что такое отношение приводит к появлению чувства беспомощности, которое влечет за собой пассивность, снижает мотивацию к деятельности.

Человек, которого преследуют неудачи (неуспевающий школьник, спортсмен-неудачник и др.) может считать, что причина его неудач - отсутствие способностей. В этом случае беспомощность субъекта обусловлена внутренней причиной, стабильной и глобальной, поскольку отсутствие способности может определять не только отставание и низкие достижения по всем параметрам (например, по всем учебным предметам в школе), но и неудачи в будущем.

Недостаток прилежания - еще одна из возможных внутренних причин (реально действующая или приписанная субъектом). Человек, объясняя причину неудачи недостатком прилежания (недостаточностью усилий), может рассуждать следующим образом: "Я потерпел неудачу, потому что мало работал; я не достиг успеха потому, что не приложил соответствующих усилий". Приписывая причины неудач отсутствию прилежания, человек настраивает себя на то, что при условии достаточных усилий с его стороны он способен достичь успеха.

Такой внутренний фактор, как отсутствие интереса к деятельности (например, к учебному предмету), определяет локальную, но постоянную (и безвыходную, если с ней не работать) беспомощность в деятельности.

Приписывание причин неудачи внешним факторам

Неудачу в деятельности человек может считать следствием негативного и несправедливого отношения к себе руководства, людей и структур, наделенных властью.

Такое отношение будет снижать мотивацию к деятельности, но в меньшей степени, чем внутренние стабильные причинные схемы (отсутствие способностей, отсутствие интереса и др.). При таких условиях человек будет стремиться избегать контакта с такими людьми и структурами, которые препятствуют, несправедливо относятся к субъекту деятельности.

Но иногда объяснение неудач влиянием внешних факторов может иметь защитный характер. Апелляция на несправедливое, негативное отношение к себе может быть механизмом психологической защиты и приводит к самооправданию собственных неудач.

Апелляция на несправедливое, негативное отношение окружающих дает возможность легче пережить неудачу, в меньшей степени формирует чувство личной беспомощности. Стремление самооправдаться, ссылаясь на необъективность, чрезвычайную требовательность руководителя или учителя, на случай и отсутствие везения, имеет защитный характер. В этих аргументах заключено не только стремление снять с себя ответственность, но и попытка защититься от установок, которые способны превратить беспомощность в стабильное состояние. Приписывание причин поражения (неудачи) неблагоприятным обстоятельствам, которые могут измениться, или предубежденному отношению другого человека (руководителя, учителя и т.п.) содействует сохранению веры в свои возможности.

Но поощрять такой способ психологической защиты также не следует, поскольку апелляция к внешним факторам поражения (неудачи) не содействует самоанализу и работе над собой.

Varvara
User offline. Last seen 2 недели 6 дней ago. Не в сети
Зарегистрирован(а): 2008-01-08

УСПЕХ И НЕУДАЧА. РЕАКЦИИ НА НЕУДАЧУ И МОТИВАЦИЯ

Каждая личность, какой бы талантливой она ни была, на определенном этапе своей жизни претерпевает неудачу. Чем смелее и решительнее действия, тем выше риск и вероятность поражения.

Неудачу нужно уметь пережить. Для того чтобы развиваться, совершенствоваться, недостаточно только одерживать победы. Проанализировав причины неудач, сделав выводы из уроков прошлого, человек делает шаг вперед в собственном развитии. Кто умеет использовать уроки прошлого и учиться на собственном опыте, тот имеет большие шансы достичь успехов в будущем.

Причины неудачи и условия успеха

Неудача не является чем-то случайным, простым стечением обстоятельств. Ее причины следует искать в личностных факторах, в низком уровне мотивации, в отсутствии компетентности. Часто причины неудачи состоят в том, что человек игнорирует объективные условия, не учитывает материальную, общественную и психологическую действительность.

Одним из факторов, который приводит к неудаче, может быть необоснованный оптимизм в принятии решений. Люди слишком часто переоценивают собственные шансы достичь цель. Таким образом, субъект увеличивает мотивацию к смелым, рискованным действиям, в то же время он блокирует рациональную оценку возможностей и объективных условий.

Оценка условий - это не только анализ того, что происходит сейчас, но также и предвидение ситуаций, которые могут возникнуть в будущем. Умение предусмотреть то, что может произойти, оценить вероятность - вот ключи к успеху.

Биографии выдающихся людей, которые достигли больших успехов, свидетельствуют, что они умели не только адекватно оценить условия, но и определить, когда и где вероятность достижения цели наибольшая. Эти люди чувствовали, когда и где начинать свои триумфальные действия.

Человек может адекватно оценить условия, выбрать оптимальную программу действий, но претерпевает неудачу при первой попытке ее реализации. Успешное выполнение деятельности возможно только при условии сильной мотивации (которая определяет настойчивость в реализации замыслов). Планы часто не реализуются потому, что человеку недостает целеустремленности, настойчивости, смелости и он не имеет надлежащей мотивации для их реализации. Продуцировать идеи, составлять совершенные программы и планы - недостаточное условие успеха. Необходимо также определенное мотивационное напряжение, связанное с реализацией программ и планов.

Что же мешает систематическому стремлению к цели? Часто стремление к успеху бывает недостаточно устойчивым и сильным, что предопределяет быстрый отказ от деятельности. Иногда люди мобилизуют всю свою энергию и время на подготовку к деятельности, а потом у них не хватает сил для ее выполнения, для преодоления преград. Часто первые позитивные результаты становятся заметными только через определенный промежуток времени. Даже незначительного успеха иногда приходится ожидать достаточно долго. Большинство людей сориентировано на быстрый успех. Сам процесс деятельности приносит им мало удовольствия. А для длительной мотивации только результативной установки недостаточно, необходимо также увлечение процессом деятельности.

Люди не всегда являются достаточно зрелыми, чтобы выполнять деятельность без начальных подкреплений. Наименьшего успеха, одобрения, признания (что составляет суть позитивного подкрепления) приходится ожидать достаточно долго. Нетерпеливое стремление достичь немедленного результата является существенным недостатком многих людей.

Снижение мотивации достижения

Почему определенная часть людей (а в нашем обществе таких довольно много) не стремится к успеху?

Успех часто связан с опасностью, тревогой и фрустрацией в процессе деятельности, а также может вызывать у окружающих зависть и агрессию. Только человек, который способен преодолеть зависть, недоброжелательность, предубежденное отношение других к собственным успехам (справиться с давлением и требованиями окружения и сберечь свое "Я"), способен сохранять мотивацию к деятельности. Легче всего слиться с "серой массой", быть таким, как все. В таком случае гарантировано позитивное отношение к тебе, ведь счастливчиков любят далеко не все.

Успешному продвижению могут чинить препятствия:

- руководство будет видеть угрозу своему имиджу, статусу, должности;

- друзья будут завидовать.

Такое влияние окружающих снижает стремление к успеху у некоторых индивидуумов.

Таким образом, давление, зависть, различные формы социального контроля - это факторы, которые снижают мотивацию к деятельности.

Реакции на неудачу

Реакции людей на неудачу более разнообразны, чем реакции на успех. Они могут быть конструктивными и деструктивными, рациональными и эмоциональными, нормальными и патологическими.

Конструктивная реакция на неудачу предусматривает, что неудача не снижает, а наоборот, усиливает мотивацию. Вследствие конструктивной реакции на неудачу, осознав собственные недостатки, человек увеличивает расходы энергии и времени на достижение цели, а не прекращает деятельность. Субъект начинает анализировать причины неудачи, и это увеличивает вероятность достижения успеха в будущем. Индивидуум, который начал какое-либо дело (предприниматель, реформатор и др.), не сгибается под ударами первых неудач, а начинает еще настойчивее работать для достижения цели. Он, как правило, с удвоенной энергией берется за реализацию следующих целей. Неудача в случае конструктивной реакции на нее закаляет характер, увеличивает настойчивость и уровень мотивации.

Конструктивная реакция проявляется не только в сфере мотивации, но и в познавательной сфере. Потерпев неудачу, человек склонен изменять программу действий и совершенствовать стратегию. Он учится на своих ошибках и накапливает опыт. Часто человек меняет несколько дерзкий и авантюристический принцип "все или ничего" на принцип "небольших шагов". Человек уже не стремится мгновенно достичь всего. Он довольствуется незначительными стабильными успехами, которые приближают его к цели, при этом:

- конечная цель разбивается на большое число подцелей;

- расширяется временная перспектива;

- совершенствуются средства достижения целей;

- человек привлекает к делу сообщников, ведь самому очень сложно добиться цели;

- человек начинает действовать более гибко, ведь неудача научила его, что реальность (люди, обстоятельства) сопротивляется значительно сильнее, чем ожидалось.

Мотивационные и познавательные изменения, совершенствование программ действий и методов их реализации гарантирует большую вероятность успеха следующих действий.

Деструктивная реакция на неудачу. У определенной категории людей неудача может снижать самооценку, формировать комплекс неполноценности и беспомощность. Человек начинает ощущать себя пассажиром, который едет в вагоне третьего класса. Такое чувство дезорганизовывает активность, а часто может стать причиной полного отказа от дальнейшей деятельности. Неудача в определенных ситуациях может вызывать экзистенциональный кризис.

Деструктивные реакции могут быть направленными как на себя, так и на других людей. Субъект, который не принимает себя, сталкивается также с трудностью в установлении неформальных отношений с окружающими. Может проявляться агрессивная реакция относительно тех, кому счастье улыбнулось больше.

Защитные реакции на неудачу

Защитные реакции (вытеснение, рационализация и т.п.) - также недостаточно эффективная форма реакции на неудачу. Вместо того, чтобы осознать причины поражения и свои слабости, человек начинает защищать собственное "Я". Психологическая защита как реакция на неудачу предохраняет, конечно, психику от лишних перегрузок и волнения, поддерживает самооценку на надлежащем уровне, но не является конструктивным разрешением проблемы. Защитные механизмы усиливают самоценность, у некоторых людей могут даже поддерживать мотивацию на надлежащем уровне, однако их роль часто негативная.

Проанализируем некоторые механизмы психологической защиты личности как реакцию на неудачу.

Вытеснение. Человек вытесняет из своей памяти неудачи и все, что с ними связано. Напротив, успехи, даже незначительные, постоянно актуализируются в сознании и поддерживают ценность своего "Я". Человек как будто "забывает", что он потерпел неудачу. Это предохраняет психику от возникновения внутриличностного конфликта, лишних перегрузок и волнений, поддерживает позитивный образ своего "Я" и самооценку. Но вытеснение из сознания всего, что связано с неудачей, не является конструктивным решением проблемы (поскольку, вытесняя то, что нам неприятно, мы только временно избавляемся от неудовольствия). В подсознании переживание неудачи продолжает существовать и время от времени напоминает о себе.

Рационализация. Субъект, который оказался несостоятельным решить проблему и потерпел неудачу, часто объясняет ("рационализирует") это внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием и отсутствием способностей. Такое объяснение ("рационализация") как реакция на неудачу помогает временно избежать снижения самооценки и защищает образ своего "Я".

Рационализация - это псевдоумное, псевдорациональное объяснение причин собственных неудач (и мотивов действий) с целью самооправдания и поддержки своего "Я" на надлежащем уровне. Истинные причины неудач при этом не осознаются или не понимаются, поскольку осознание их привело бы к потере самоуважения.

Когда актуализируется рационализация, человек, отвечая на вопросы, почему он потерпел неудачу (или совсем не выполнил задание), как правило, называет социально-желательные для поддержки своего "Я" факторы.

Так, руководитель учреждения ссылается на невозможность "при таких условиях что-нибудь делать", а настоящая причина может состоять в отсутствии у него настойчивости в работе. Осознание собственной несостоятельности было бы болезненным для его "Я" (далеко не все склонны признавать свою слабость и необходимость самоусовершенствования). Вот потому и вступает в действие рационализация как механизм психологической защиты личности.

Значительно легче для психики некоторых людей оправдаться, ссылаясь на внешние обстоятельства, на преграды со стороны других людей, на отсутствие определенных средств. Тяжелее признать собственные недостатки и начать работать над ними.

Если человек не склонен защищаться и рационализировать, не извращает настоящие причины неудачи, то он признает свои слабости, недостатки и призадумывается над тем, как их преодолеть.

Хотя механизмы психологической защиты поддерживают самооценку и образ-Я на надлежащем уровне и защищают психику от перегрузок, однако они не дают возможности осознать настоящие причины поражения и не содействуют развитию личности.

Риск и смелость в достижении успеха

Риск и смелость играют существенную роль в управлении, в процессе принятия решений, защищают от консерватизма и конформизма. Определенная мера риска необходима и ученому, и предпринимателю, и политику. Благодаря рискованным действиям человек способен выигрывать, побеждать соперника и обстоятельства. Но необоснованный риск приводит к поражению: рискуя, человек может потерять все. Нехватка смелости (физической, гражданской, творческой) и осторожность в действиях мешают достижению целей. Руководитель, который боится рисковать, теряет способность развиваться и достигать высоких целей.

Риск и авантюра - это попытка освободиться от ограниченности настоящего времени, от давления обстоятельств, это проявление стремления достичь чего-то большего. Жизнь человека - это не только механическая адаптация к требованиям окружения, но и попытка освободиться от внешних детерминаций.

Смелость (склонность к риску) как черта личности

Смелые люди склонны принимать рискованные решения, поскольку опасность и азарт для них являются позитивными категориями. Смельчаки превращают жизнь в своеобразные приключения, постоянно рискуют и пренебрегают опасностью.

А есть и такие люди, которые держатся за старое, избегают риска, действуют осторожно, взвешивая все "за" и "против". Они выбирают цель, вероятность достижения которой достаточно высока. Это гарантирует им спокойную и стабильную жизнь.

Смелость и склонность к риску как черта личности в различных условиях проявляются по-разному. Одни и те же люди выбирают различный уровень риска в зависимости от обстоятельств и условий.

Рискованность и осторожность

Смелость (склонность к риску) - не самоцель, а лишь средство достижения успеха. Но эффективность деятельности и достижение целей зависят не только от смелости и способности рисковать. Интеллект, опыт, мотивация, организованность, обстоятельства также определяют эффективность любой деятельности. В этом списке смелость занимает далеко не первое место. Без соответствующего уровня мотивации на успех в деятельности не стоит и надеяться.

Зависимость между смелостью (склонностью к риску) и эффективностью деятельности достаточно сложна и неоднозначна. Высокий уровень смелости (особенно в переходный, критический период) играет позитивную роль в деятельности человека и может обеспечить успех. Благодаря ей субъект может контролировать страх и принимать рискованные (но адекватные) решения.

Способность, компетентность, опыт облегчают выбор наиболее оптимальных вариантов достижения цели, а смелость и мо-тивационные структуры обеспечивают их реализацию.

Смелость может также играть и негативную роль, снижать эффективность деятельности. Это случается тогда, когда смелые действия не являются следствием умного расчета и лишены рациональности. Смелость, которая не контролируется разумом, может привести к драматическим последствиям.

Таким образом, успех в деятельности обеспечивается оптимальным сочетанием смелости и рационализма.

Возрастные особенности склонности к риску

Степень риска и мера смелости зависят от возраста индивида. Молодые люди, как правило, больше склонны рисковать, чем пожилые. Рискованность, лишенная опыта и мудрости, бессмысленна, нерациональна, неумна. Глубже познавая мир, человек принимает более рациональные и взвешенные решения. Случается, что приобретенная с опытом рассудительность и осторожность полностью лишают человека смелости, и он становится консерватором, главная цель которого - сохранение порядка и стабильности.

Молодые люди сориентированы в будущее; они стремятся навязать миру собственный порядок, пытаются выйти за границы сложившихся структур. Именно поэтому они склонны к риску и опасным поступкам. Причем часто они прибегают к рискованным поступкам из-за отсутствия предвидения возможных последствий, пренебрегают опасностью, не учитывают эффективность риска.

Самодетерминация и риск

Люди склонны к большему риску в произвольных действиях (когда сами выбирают действия и определяют ситуацию), чем в обязательных.

Бизнесмен скорее будет рисковать тогда, когда является "источником", причиной собственной активности, нежели когда действия навязывают ему другие люди, а он лишь вынужден их выполнять. Индивидуумы, которые ощущают себя "пешками", рискуют реже. Только собственная идея и самостоятельно принятое решение побуждают к смелым, и даже рискованным действиям. Человек стремится проверить свои идеи и реализовать собственные замыслы и планы.

Ученый, вдохновленный какой-либо идеей, способен на значительный риск, связанный с ее проверкой. Бизнесмен и менеджер могут пренебрегать опасностью ради реализации собственных решений.

Рост уровня риска индивидуума в группе

В ходе совместной деятельности люди действуют смелее и рискованней, чем индивидуально.

Существует несколько гипотез для объяснения закономерности "увеличения риска в группе". Одна из них - размывание (диффузия) ответственности в группе. Ответственность распределяется между всеми членами коллектива, и вследствие этого страх перед будущими последствиями снижается.

Некоторые исследователи связывают эту закономерность с ролью вождей и лидеров, которые демонстрируют большую смелость и являются образцом для всех членов группы (благодаря силе внушения и другим средствам влияния).

Риск и авантюра как стиль жизни

В рискованных действиях человека привлекает также неожиданность и неопределенность результатов. Риск и авантюра привлекают, ибо предоставляют возможность заменить будничность существования чем-то новым, необычным, помогают избавиться от однообразия жизни. Жизнь человека становится приключением. Стремление выйти за границы настоящего, попытка получить значительно больше, чем имеешь, причем мгновенно, а не с помощью медленных, постепенных действий, - вот причины авантюризма и склонности к риску.

Varvara
User offline. Last seen 2 недели 6 дней ago. Не в сети
Зарегистрирован(а): 2008-01-08

Негативная мотивация и наказание

Что такое негативная мотивация?

Негативная мотивация - это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неудобств, неприятностей, наказаний, которые могут иметь место в случае невыполнения деятельности. Предвидение неприятностей и наказания вследствие невыполнения деятельности и стремление их избежать - вот что стимулирует к активности при действии негативной мотивации.

Человек, побуждаемый негативной мотивацией может размышлять следующим образом:

1. Если я не буду учить математику, то меня ждут неприятности в школе или дома.

2. Если я не буду доброжелательно относиться к коллегам, то они будут препятствовать при повышении меня в должности.

3. Если я не выполню это задание, то у меня будут большие неприятности на работе.

Не интерес к делу, не стремление самоутвердиться и реализовать себя, а желание избежать неприятностей и наказания побуждает к деятельности. Не любовь к людям и не стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, а желание избежать неприятностей и препятствий побуждают к общению в случае действия негативной мотивации.

Если человек побуждается к деятельности угрозой наказания или же неприятностей (т.е. негативной мотивацией), то его целью становится снижение этой угрозы и сопутствующего ей страха. Индивид стимулируется страхом, стремлением избежать наказания или неудобств (не потерять денег, благополучия, позитивного отношения к себе).

Действие этой мотивации значительно отличается от действия позитивной мотивации, которая предполагает побуждение человека к деятельности предвидением радости от активности и самореализации.

Действенность негативной мотивации

В социальном контексте негативная мотивация занимает более низкое место в иерархии мотивов и является социально менее желательной. Конечно, лучше, когда деятельность человека побуждается не стремлением избежать неприятностей или наказания, а интересом к этой деятельности, попыткой самоутвердиться и другими социально значимыми мотивами. Но негативная мотивация часто является достаточно существенным стимулом к активности; деятельность многих людей определяется именно им.

Человечество создало немало форм негативной мотивации, которые, как уже отмечалось, иногда бывают достаточно эффективны.

Взрослый человек избегает плохих поступков, например не ворует, боясь того, что его может наказать Бог или же что к нему могут быть применены другие методы наказания (уголовная ответственность, осуждение людьми и т.п.). Школьник учит уроки, предусматривая возможность наказания со стороны взрослых.

Стремление избежать негативных переживаний и наказания побуждает человека действовать именно так, как от него ожидают окружающие.

Действенность негативной мотивации заключается также в том, что человек действует, стремясь в первую очередь избежать негативных последствий (наказания, неодобрения и т.п.). Однако избежать наказания всегда приятно, и эта радость становится позитивным подкреплением социально желательной для других формы поведения.

Возникновение негативной мотивации

Негативная мотивация развивается следующим образом:

Сначала за невыполнение определенных действий ребенка наказывают: ругают, создают ситуацию эмоционального дискомфорта. Вследствие этого у него возникают негативные эмоциональные переживания, связанные с невыполнением определенных действий (или с выполнением нежелательных действий). Со временем он начинает предусматривать возможность наказания и во избежание его выполняет определенную деятельность. Следовательно, сначала деятельность побуждается непосредственным наказанием со стороны социума (родителей, учителей, ровесников). Позже одна только мысль о возможности наказания, сама по себе угроза негативных санкций побуждают ребенка выполнять эту деятельность.

Управление собой во взрослом возрасте детерминировано тем, как человеком руководили в детстве. Вследствие интериоризации (усвоения) воспитательных стратегий человек начинает относиться к себе так, как к нему относились окружающие. Мотивы его поступков - это усвоение мотивации окружающих, усвоение тех стимулов, которые использовали другие люди (родители, учителя, друзья).

Действия побуждаются представлениями типа: ".Если я не сделаю этого, то мне будет плохо". Цель таких действий - избежать негативных санкций (наказания, неодобрения и др.).

Родители сначала применяют к ребенку различные формы негативных санкций. Позже уже достаточно одного предвидения возможности применения наказания по отношению к себе, чтобы принудить его выполнять определенные действия. "Если я этого не сделаю, то будет очень плохо", - так мыслит человек в случае действия негативной мотивации.

Кратковременное действие негативных санкций

Невзирая на то что наказание имеет определенное мотивационное влияние, его недостатки и ограничения доказаны в ходе многих психологических исследований и наблюдений. Наказание стимулирует к деятельности (или сдерживает от нежелательных действий) только в период действия угрозы. Поведение вследствие действия негативных санкций продолжается до тех пор, пока существует угроза наказания. После исчезновения этой угрозы стремление к выполнению действия, которое было запрещено и сдерживалось, восстанавливается.

Приведем примеры, которые демонстрируют ограниченность и кратковременность действия наказания.

1. Школьник учит уроки, мотивированный исключительно попыткой избежать негативных санкций со стороны взрослых. Когда контроль со стороны родителей или учителей ослабляется, то следует ожидать пренебрежения подготовкой к занятиям: понимая, что ему ничего не угрожает, ученик не будет готовить домашние задания. После окончания школы юноша, который побуждался исключительно внешними стимулами, не будет стремиться читать книги или рассуждать над научными проблемами, поскольку угрозы наказания уже не существует, а интерес к деятельности вследствие такого воспитания у него не сформирован. А если были бы развиты процессуально- содержательные мотивы (интерес к содержанию и процессу деятельности, например, интерес к науке), то и после окончания школы, когда уже не существует угрозы негативных санкций, человек занимался бы наукой.

2. Допустим, что взрослый человек не ворует только потому, что от противоправных действий его сдерживает стремление из бежать неприятностей и наказаний. Но когда в обществе ослабляется действие закона (когда наступает безвластие и возникают благоприятные условия для нарушения закона), человек с такой мотивацией, очевидно, не пренебрег бы случаем присвоить чужое имущество. А человек, который руководствуется не стремлением избежать наказания, а уважением к людям, к закону, к обществу, и при условии ослабления действия закона не пошел бы на преступные действия.

Таким образом, деятельность, которая стимулируется наказанием (или предвидением угрозы применения негативных санкций), после исчезновения такой угрозы, как правило, быстро прекращается.

Неизбежность наказания и мотивация

Если человек уверен, что наказание за определенные действия (или бездеятельность) неизбежно, то это будет иметь больший мотивационный эффект, чем в том случае, когда он думает, что все может обойтись и ему удастся выпутаться из неприятной ситуации. Иными словами, высокая вероятность (неизбежность) наказания определяет соответствующие ожидания и имеет большее влияние. Страх перед наказанием будет сдерживать от противоправных или просто нежелательных поступков, будет побуждать действовать в соответствии с требованиями старших (руководства, общества).

Если бы преступники были убеждены в том, что за преступление обязательно наступит наказание, то число преступников резко уменьшилось бы.

Если студент осознает, что за каждый пропуск занятий он будет обязательно наказан, то это будет побуждать его тщательнее готовиться и посещать лекции, чем в том случае, когда он убежден, что существует определенная угроза (вероятность) наказания, но все может обойтись. Предвидение неизбежности наказания имеет сильный мотивационный эффект.

В контексте нашей проблематики становится понятным, почему осознание угрозы ракового заболевания вследствие курения не сдерживает людей от этой вредной привычки. Предвидение определенной возможности заболеть в будущем не имеет влияния, ибо человек видит, что курение далеко не всегда приводит к нежелательным последствиям ("наказание" не настолько очевидно). Индивид осознает, что только для определенного процента людей курение может иметь страшные последствия: "наказание" наступает далеко не всегда и не сразу.

Если человек будет уверен, что за нежелательные действия или поступки он в любом случае будет наказан (100%-я вероятность), он чаще будет избегать этих действий, нежели при 20%-и вероятности наказания.

Применение наказания

Наказание бывает более действенным, если его применяют сразу после осуществления человеком нежелательных действий, а не грозят применить его когда-то в будущем. Чем дальше во времени отсрочивается наказание, тем меньшее влияние оно имеет на наше поведение и деятельность. Если мы знаем, что нас сразу же накажут за прогул (обман, бездеятельность и т.п.), то скорее всего будем действовать так, как следует (т.е. удерживаться от нежелательных действий). А если мы осознаем, что нас могут наказать когда-нибудь в будущем, то мотивационное влияние будет незначительным.

Что существует угроза умереть от рака легких вследствие курения, люди понимают, но на многих из них это совсем не действует. Определенная вероятность умереть - и то через 20-40 лет после систематического курения - не имеет достаточного мотивационного эффекта. А вот если бы эта угроза для жизни была не такой отдаленной во времени (если бы наказание за небрежное отношение к своему здоровью наступало значительно раньше), то более вероятно, что люди удерживались бы от нежелательных действий.

Школьник (студент) предусматривает возможность наказания за бездеятельность в конце года. Если бы такая угроза была значительно ближе (например, в конце недели или в конце дня), то это сильнее побуждало бы ученика (студента) к деятельности. Наказание, ожидаемое сразу после совершения нежелательных действий, будет иметь значительно большее влияние, чем когда возможность его применения предусматривается через большой промежуток времени.

Чем более отдаленным во времени предусматривается наказание, тем более сильным оно должно быть, чтобы влиять на личность. Слабое, но близкое наказание может иметь такое же (или даже большее) влияние, чем сильное и отдаленное во времени.

Исходя из этой закономерности понятным становится тот факт, почему загробное наказание, которое обещают нам почти все религии мира, должно быть очень сильным: нам обещают ужасные муки (вечные, бесконечные в случае грешной жизни). Загробное наказание - это наказание, отдаленное во времени; чтобы иметь влияние на поведение индивида, оно должно компенсировать недостатки отдаленности во времени излишком жестокости и ужаса. Иначе оно не имело бы достаточной мотивационной силы.

Пока до достижения цели нам еще очень далеко, пока у нас еще много времени и наказание за невыполнение определенной деятельности наступит еще не скоро, мы не склонны браться за дело, постоянно откладываем его. А понимание того, что наказание наступит мгновенно (или же через короткий промежуток времени), является достаточным мотивационным фактором, который побуждает нас к деятельности.

Эффективность на ранней стадии социализации

Существует определенный сенситивный период, когда психика ребенка более пластична и чувствительна к внешним влияниям. Пока негативная привычка еще не закрепилась, перестройка мотивационной сферы происходит легче, чем в зрелом возрасте.

Например, маленький мальчик под влиянием ровесников (или под действием других факторов) украл какую-то вещь. Пока это действие еще не закрепилось, не стало привычкой, то, применяя наказание или одобрение, легче скорректировать такое поведение. А определенное действие, уже закрепленное, ставшее привычкой, скорректировать намного сложнее. Сила наказания в этом случае должна быть достаточно большой, а число негативных санкций - значительным.

Если определенное действие (поведение) уже приобрело функцию потребности (т.е. приносит человеку удовлетворение само по себе), оно подвергается изменению очень тяжело. Необходимо применять очень сильное наказание, чтобы удержать человека от его выполнения.

Например, когда употребление спиртного стало потребностью, переросло в алкоголизм, удержать человека от этой патологической привычки можно только применяя сильное наказание. Такие негативные последствия, как возможность потерять семью, испортить карьеру, угроза здоровью часто являются недостаточно сильным наказанием для человека.

Сочетание наказания (негативных санкций)

Максимальный эффект дает сочетание наказания с позитивным подкреплением. Нежелательные действия, как правило, не одобряются, наказываются. И наоборот, желательная форма поведения подкрепляется похвалой, материальным поощрением и т.п.

Мать может ругать ребенка за плохой поступок и одновременно пытается предоставить позитивное подкрепление противоположных, социально желательных действий ("Ты же хороший мальчик, умеешь себя вести", "Ты будешь молодцом, когда сделаешь так, как сказал папа", "За такой поступок тебя все будут любить").

Учитель, ставя низкую оценку школьнику (наказание), одновременно предоставляет и позитивное подкрепление (например, он может сказать, что ученик способный, что он несколько раз прекрасно отвечал, что у него хорошая перспектива, нужно только более добросовестно работать).

Почему двухсторонняя мотивация (негативные санкции, т.е. наказание или предвидение возможности наказания, и позитивное подкрепление) является наиболее желательной формой мотивационного влияния на личность?

1. Во-первых, это возможность избежать такого нежелательного (и вредного) эффекта наказания, как негативное восприятие человека, который "карает". Ведь очевидно, что когда учитель часто прибегает к различным формам наказания, то у ученика может возникнуть негативное отношение к нему. Вследствие этого возможности влияния учителя на такого ученика значительно уменьшаются.

2. Во-вторых, двухсторонняя мотивация увеличивает возможности влияния на личность вследствие того, что включается позитивное подкрепление, которое считается более эффективной формой мотивационного влияния. Негативными санкциями (наказанием, неодобрением) далеко не всегда можно достичь желаемого поведения. Включение позитивного подкрепления увеличивает возможности влияния именно на тех людей, для которых негативные санкции (наказание) недостаточно эффективны.

Психологический механизм действия наказания

Начнем с примеров, которые демонстрируют действие наказания.

Школьника за невыполнение домашнего задания наказали: поставили двойку, родители отругали, запретили играть в футбол и т.п. Вследствие невыполнения им определенных требований его лишили возможности удовлетворять некоторые свои потребности.

Эффект негативных санкций зависит от числа потребностей, которые не были удовлетворены. Вследствие действия наказания ученик начинает осознавать, что для того, чтобы иметь возможность удовлетворять важные для него потребности, он должен учить уроки.

Школьник начинает понимать: чтобы его уважали, чтобы хорошо относились к нему, чтобы у него была возможность заниматься любимым делом (т.е. чтобы удовлетворять свои потребности), он должен добросовестно выполнять свои обязанности.

Наилучший вариант - это если длительное влияние негативных санкций приводит к тому, что действия, которые сначала осуществлялись только под давлением наказания и принуждения, в дальнейшем начинают выполняться уже без влияния негативной мотивации. Механизм формирования интереса (процессуально- содержательной мотивации) можно представить таким образом: сначала определенная деятельность является внешне мотивированной, побуждается экстринсивными мотивами (например, стремлением избежать наказания).

Позже вследствие многократного повторения эта деятельность становится не просто привычкой, но и потребностью: для ее побуждения экстринсивная мотивация уже не нужна.

Сила наказания и удовлетворение потребностей

Личность в своей жизни стремится к удовлетворению определенных потребностей.

Механизм действия наказания как метода мотивационного влияния на личность состоит в угрозе лишить человека возможности удовлетворения важных для него потребностей. Это побуждает индивидуума прибегнуть к некоторым действиям для предотвращения наказания.

Мотивационное влияние наказания зависит от того, каких благ оно способно лишить человека, и если эти блага для него несущественны, то наказание не является достаточно эффективным.

Например, угроза попасть в тюрьму и провести там несколько лет имеет большее влияние на человека, который может вследствие этого потерять материальный достаток, возможность общаться с людьми и творчески работать, чем на нищего, у которого нет ни денег, ни крыши над головой.

Моральное осуждение подростка в стенах школы (со стороны учителей и одноклассников) может не иметь надлежащего мотивационного влияния, поскольку школьный коллектив не является для него референтной (значимой) группой. Наказание в такой форме не лишает подростка возможности общаться "со своими", не снижает его самооценку, поскольку оно исходит от людей, которые не являются значимыми личностями в его жизни.

Следовательно, чем большего числа потребностей способно лишить нас наказание (и чем более важными являются эти потребности для личности), тем большее влияние оно имеет.

Недостатки наказания

Неодобрения, замечания, наказания и агрессивные действия имеют, конечно, определенное мотивационное влияние. Они побуждают субъекта осознать то, что ожидают от него окружающие, какие формы поведения являются недопустимыми и нежелательными. Однако наказания и негативные санкции далеко не всегда имеют достаточное влияние, не всегда изменяют поведение человека в желаемом направлении. Например, если они применяются не сразу после нежелательного действия человека, а через значительный промежуток времени, то негативные санкции неэффективны, поскольку существует угроза того, что индивид (особенно ребенок) будет связывать его с некоторыми другими моментами и ситуациями.

Остановимся на существенных недостатках наказания, которые родителям и воспитателям необходимо помнить и учитывать.

1. Наказание может играть роль подкрепления негативного поведения ребенка. Например, если на ребенка повышают голос в классе, то это может нравиться ему, поскольку внимание учителя выделяет его среди других детей.

2. Наказание может нарушать поведение, поскольку оно вызывает озлобление и негативизм у детей. В таком случае ребенок может прибегать к противоположным (социально не желательным) действиям вследствие негативизма. У ребенка, на которого часто кричат, может возникнуть состояние постоянной тревоги. Это приводит к тому, что ребенок в дальнейшем не воспринимает любое другое влияние этого человека; возможности взаимодействия и воспитательного влияния на ребенка в таком случае резко ухудшаются.

3. Наказание (а точнее, ожидание его) вызывает состояние повышенной тревожности. Тревожность, которая возникает вследствие угрозы наказания, оказывает негативное влияние на деятельность человека. Тревожная личность стремится избежать наказания, побуждается именно мотивом избежания неприятностей, а не процессуально-содержательными мотивами (интересом к деятельности).

4. Наказания (негативные санкции) вызывают псевдодеятельность (имитацию деятельности). Индивид в случае действия наказания (или предусматривая возможность его применения относительно него) часто во избежание наказания имитирует деятельность. Например, школьник, предусматривая возможность применения к нему негативных санкций, садясь за выполнение домашнего задания, только делает вид, что делает уроки (в лучшем случае выполняет задание формально). Школьник работает тогда кое-как, стремится только избежать наказания. Известно, что эффективность такой деятельности невысока.

5. Стремление избежать наказания (и действовать в соответствии с требованиями окружающих) продолжается только до тех пор, пока существует угроза негативных санкций. После отмены негативных санкций нежелательные действия, которые были запрещены, восстанавливаются.

1. Ученик учит уроки, стремясь избежать наказания со стороны родителей. Если контроль родителей ослабляется, то, вероятно, школьник не будет выполнять задание.

2. Если родители вынуждают писать сочинение, то при отсутствии интереса (процессуально-содержательной мотивации) ученик садится за стол и делает вид, что работает. Применение негативной мотивации к творческой деятельности может вызывать ненависть к ней и к субъектам воспитательного процесса (родителям, учителям, воспитателям). Внешняя победа родителей, которые принудили ребенка работать, формирует у школьника негативную установку (реакцию) относительно взрослых.

3. Взрослый человек не ворует, осознавая угрозу наказания состороны государства и окружающих. Его сдерживают от противоправных действий внешние факторы, угроза наказания. Если давление внешних факторов ослабляется, то уже ничто не сдерживает человека от совершения социально вредных действий.

Алина
Алина аватар
User offline. Last seen 1 год 51 неделя ago. Не в сети
Зарегистрирован(а): 2008-03-21

Во тебя торкнуло. Интересно конечно, но может проще было дать ссылку на источник? Так много...

Varvara
User offline. Last seen 2 недели 6 дней ago. Не в сети
Зарегистрирован(а): 2008-01-08

В источнике еще больше, я из штук пятнадцати смогла спереть только три, и устала И ссылку тоже не успела дать. Поищу.

Алина
Алина аватар
User offline. Last seen 1 год 51 неделя ago. Не в сети
Зарегистрирован(а): 2008-03-21

Спасибки

Varvara
User offline. Last seen 2 недели 6 дней ago. Не в сети
Зарегистрирован(а): 2008-01-08
Diana
User offline. Last seen 5 лет 24 недели ago. Не в сети
Зарегистрирован(а): 2010-10-05

Спасибо за полезный материал.