© перевод В. Большакова https://dogschool.ru
Начальное обучение маленьких щенков — мое самое любимое занятие: они так хотят научиться всему новому! Я люблю наблюдать, как они обретают уверенность и понимание задачи, и постоянно восхищаюсь тем, как быстро они схватывают по сравнению со старшими собаками, которых не поощряли самостоятельность мышления.
Я верю (и я видела, как это работает раз за разом), что если молодых собак обучать приемам управления по системе Грега Дерретта (вдали от снарядов), с раннего возраста учить сосредотачиваться на задании (джампинг) и потом в чуть более старшем возрасте научить их по диску Сюзан Гарретт «Успех с одним барьером», эти собаки станут великолепными партнерами на трассе. Собака получит понимание навыков и набор умений, которые позволят ей прекрасно выступать в аджилити.
Собаки очень умны, и надо с детства начинать их учить той работе, которой они будут заниматься позже. Когда я говорю «детство», возраст может быть очень разным для каждой собаки, для ее умственного развития и координации. Но, как правило, я начинаю заниматься с ними между четырьмя и шестью месяцами. В этом возрасте у собак еще не закончилось психическое развитие и рост костей; поэтому, хотя я и приветствую раннее обучение, естественно, есть техника безопасности.
Каждая собака — индивидуальна, и обращаться с ней надо с учетом этого; некоторые готовы в четырем месяца, некоторые нет. Занятия должны быть очень короткими. Щенки не прыгают в высоту (для тренировки используются регуляторы шага).
Молодые собаки еще не имеют полной мышечной массы; поэтому они не могут рассчитывать только на силу, чтобы выполнить задания, требующиеся от них, и поэтому они быстро учатся использовать ловкость вместо грубой силы. Я видела много старших собак без должной базовой подготовки, которые используют силу как замену умения; вот поэтому собака, обученная решению проблем в раннем возрасте, лучше умеет это делать, умнее, если можно так выразиться, и у нее гораздо лучше развита координация. Собаки, которым сейчас четыре-пять лет, которые начали карьеру таким образом, восхитительны в своем умении находить правильный путь, даже если их хэндлер неправильно показывает, просто потому что собака понимает, какой барьер надо прыгнуть. Поскольку их учили огромному количеству траекторий, они в состоянии видеть все эти траектории на трассе.
Когда мой партнер и я начали заниматься с нашими щенками (одного возраста), мы встречались раз в месяц, чтобы показать щенкам что-нибудь новое, повторить одно-два упражнения по три-четыре раза и дать им поиграть. Щенков надо научить такому огромному количеству базовых вещей, что нет необходимости выделять какую-то часть специально. Если вы делаете все правильно, это просто веселая игра, в процессе которой щенок учится решать проблемы.
На недавнем семинаре у меня присутствовал маленький щенок келпи, 14 недель от роду (очень маленький, но с опытным хэндлером). В первый день семинара щенок обходил препятствия; к третьему дню он преодолевал линию из пяти регуляторов шага на расстоянии 9 м, стремясь к игрушке. Щенок был ужасно горд своими достижениями и всего за три коротких занятия стал очень уверенным.
Каждая связка — это вопрос молодому щенку, головоломка. Собаке нужно научиться понимать задание, а не только фокусироваться на хэндлере, поскольку это может сделать его очень неуверенным на трассе. Каждый раз, как собака поворачивает голову к хэндлеру, она спрашивает его «Куда мне дальше?» Если хэндлер все делал правильно, собака будет уже знать, куда ей бежать. Многие хэндлеры боятся дать собаке самой работать; а как она будет показывать лучший результат, не сконцентрировавшись на задании? Хэндлеру не нужно прыгать барьеры, этого ждут от собаки.
Важность использования игрушки как мишени в конце связки нельзя переоценить. ОЧЕНЬ важно, чтобы собака стремилась выполнить работу и попасть к игрушке. Я предпочитаю использовать игрушку, но если собака не играет и используется лакомство, то его надо класть на что-то, хорошо видное собаке. Не используйте пустую мишень. Когда используете игрушку, не забудьте поиграть с щенком, как только он добежал до нее.
На этой стадии хэндлер должен выходить к игрушке и стоять там лицом по направлению движения собаки; поэтому может понадобиться помощь со стороны, если у собаки нет еще надежной выдержки. Даже на этом юном возрасте старайтесь не позволять щенку рваться с ошейника, чтобы не получить собаку, которая переносит вес на передние лапы, хотя ей еще и не надо прыгать в высоту.
Примечание: Подзывы с удержанием — великолепное упражнение, но в этом случае мы говорим о базовой прыжковой подготовке и координации на стартовой линии.
Кроме всего прочего, каждое занятие с щенком еще и способ выстроить прочные отношения, так что старайтесь, чтобы они доставляли щенку удовольствие. Если он хорошо проводит время, хорошо и вам!
Начальные упражнения.
На первом фото — начальное упражнение для щенка. Я использую пластиковые трубы диаметром 10 и 20 см, обрезанные до 120-150 см (или до той длины, которая соответствует вашим палкам для барьера). Затем я режу эти трубы вдоль по длине, так что из каждого куска получается два регулятора шага. Заметьте, что мишень лежит так, что она четко видна собаке. Многие думают, что бОльшие регуляторы шага (20 см) используются для больших собак, а маленькие (10 см) для маленьких. Это не так; я использую их вперемешку. Большой регулятор говорит собаке, что ей понадобится большее усилие. В этом возрасте щенки начинают понимать, что усилия различаются по величине.
На фото 2 — связка для обучения щенка диагональному движению. Я начинаю с регулятора шага на пол-пути к центру большого регулятора (который изображает барьер). По мере роста опыта можно усложнять угол.
Примечание: эта связка — слева направо. Она будет слева направо с любого конца. Не забудьте поменять ее на справа налево, сдвинув маленькие регуляторы.
Фото 3 — связка для начала обучения повороту над барьером. Связка представляет полукруг; располагайте мишень так, как показано на рисунке, чтобы собака делала кратчайшую траекторию, поскольку именно — цель обучения. Когда собака будет опытнее, она будет в состоянии двигаться по еще более узкому кругу. Важно, чтобы в каждом занятии вы меняли сторону — чтобы собака работала и справа от хэндлера, и слева. У собак, как и у людей, одна сторона превалирует (есть и правши, и левши). Даже если собака может прыгать с любой ноги, мало кто из них может одинаково хорошо прыгать с любой ноги.