Дрессировка собак

Без принуждения, кликер. Аджилити и обидиенс.

Кликер-паззлы

Кликер-паззлы (из книги Кей Лоуренс «Игры»)

Это — высший пилотаж фри-шейпинга, без подсказок собаке.

Мы часто составляем себе план того, чему мы будем учить собаку и как именно она будет этому учиться. Собаки могут гораздо больше, чем мы думаем о них.

Наблюдение за собакой в обычной жизни может показать вам ее реальную способность к обучению — обычной собаки, не спортивной, не супер-собаки, просто собаки, спящей рядом прямо сейчас.

Они АДАПТИРУЮТСЯ каждую минуту. Они ищут возможности улучшить свое существование. Любители комфорта ложатся в солнечное пятно на полу, любители активности бегают за человеком, косящим траву на лужайке, обжоры наблюдают за ребенком, которого учат есть. Они постоянно отслеживают наши повседневные действия, учатся и предвидят возможности, приближающие их к их желаниям.

Они ПОМНЯТ целые толпы людей, даже после долгого перерыва. Они узнают запахи важных для них людей через месяцы. Они могут узнать своих однопометников, мои щенки помнят меня многие годы. Они узнают наш ангар для занятий. Они узнают тебя в толпе по походке. Они узнают звук мотора твоей машины. Они помнят дорогу к своему любимому месту прогулок. Они понят, где они последний раз чуть было не поймали кролика.

Они ИССЛЕДУЮТ нас в течение всей жизни. Они наблюдают за нашими действиями, выясняя, что мы любим, а что нет. Они заставляют нас улыбаться, зная, когда нам нужна компания, а когда нет. Считается, что они чувствуют настроение, но на самом деле они «считывают» наши движения и позы, видят скованность движений и соотносят это все с нашими реакциями.

Они ПРИСПОСАБЛИВАЮТ свои пристрастия к нашему образу жизни. Они не могут охотиться дни напролет, но вынуждены радоваться маленьким «охотам» в саду у дома. Они не могут копать и жевать и лаять и играть, когда хочется — только когда мы это разрешаем. Они ждут, чтобы мы проснулись или пошли спать, едят пищу, выбранную нами и учатся не пить из унитаза. Они должны научиться сдерживаться вместо того, чтобы повыть на фонарь.

Чем больше мы узнаем о собаках, тем больше мы должны их уважать. Они вошли в нашу жизнь и так вросли в нее, что мы часто принимаем их удивительные качества за должное.

Они ЛУЧШИЕ ученики.

Кликер-паззлы

Собаке должно быть позволено учиться с той скоростью, которая ей подходит. Когда она догадается, вы увидите. Это займет столько времени, сколько нужно, поскольку для решения требуется обдумывание, и у нас НЕТ способа сказать собаке «подумай». Вы можете только создать ситуации, где ей придется подумать и найти решение.

Мы не знаем, чему еще мы можем научить собак. Демонстрация игры «больше-меньше» обычно вводит инструкторов в ступор — «неужели мы все эти годы настолько недооценивали наших собак? Почему я не видел этого раньше?»

Так что, хоть мы и узнали многое о том, как учатся собаки и научились лучше с ними общаться — мы все еще не знаем полностью их возможности. Самое время исследовать!

Я не рекомендую вам перегружать собаку сразу несколькими паззлами. Их сложно сделать по команде, и в какой-то момент вам покажется, что собака снова вернулась на начальный уровень.

Указывающие действия

Во время решения паззлов собака будет отвечать на следующие вопросы:

  • Какой отличается?
  • Какой самый маленький?
  • Какой мой?

Чтобы собака могла сообщить вам ответ, ей необходимо уметь выполнять указывающие действия. Примеры — касание лапой, поднятая лапа, укладка, взгляд на предмет. Избегайте использовать те действия, которые могут разрушиться в цепочке, такие, как апортировка или движение назад. Если собака будет указывать этими действиями на неверный предмет, то действие само будет связано с ошибками.

Чтобы выбрать указывающее действие, естественное для собаки, положите корм или игрушку собаки в контейнер, чтобы она не могла достать их сама. Поощряйте собаку за любые действия в сторону желаемого. Наблюдайте, какое действие для нее наиболее естественно, и отмечайте его больше остальных. Выбор естественного действия облегчит задачу собаке при решении сложных заданий.

Во время обучения собаки велик соблазн полениться и щелкать только в случае правильного действия. Если я положу перед собакой 8 предметов и спрошу, «Какой больше?», я могу дожидаться, пока она не покажет нужный. Но это может привести к тому, что на 10 вопросов собака ответит правильно 10 раз, и 50 раз покажет на неправильные предметы.

Собаке нужен максимум поддержки. Показывайте им решение и ждите, пока они установят взаимосвязь. Они покажут вам, когда поймут ее.

Паззл первый

«Это…?»

Эта игра — одна из первых, которой мы обучаем маленьких щенков. До того, как они научились различать множество разных действий по команде, они способны различать предметы. Они также развивают свои двигательные навыки.

Щенки идеальны для фри-шейпинга. Примерно с 12 недель большинство из них будет готово к такой форме обучения. Да и более взрослым собакам это полезно.

Предварительное обучение:

Отберите не менее пяти действий, которые включают:

  • что-то делать одной передней лапой для равновесия и контроля
  • что-то для различия право и лево
  • что-то для движения всем телом
  • что-то, что является нахождением в пространстве или местом пребывания
    движение головой

Оборудование

5 отличающихся друг от друга предметов, которые будут обозначаться разными действиями.
Пример

  • маленький диск — правая лапа
  • крышка от банки — левая лапа
  • пластиковая бутылка — касание носом крышечки
  • маленький коврик — встать на него передними лапами
  • конус — обойти

План

  1. Отберите выбранный вариант взаимодействия с первым предметом. Закрепите это действие, меняя высоту и угол расположения предмета.
  2. Смените предмет и отберите выбранный для него вариант взаимодействия. Закрепите. Меняйте предметы, пока не закрепите для каждого из них свой вариант взаимодействия. Закрепите четкую реакцию собаки именно на предъявляемый предмет (это займет несколько занятий).
  3. Положите все предметы под рукой и выставляйте их по одному перед собакой. Начните с двух, затем, когда собака будет уверенно предъявлять закрепленное за каждым предметом действие, увеличьте до трех и более.

Команды

здесь не нужны, вид и тип предмета сам подсказывает собаке, что нужно делать.

Паззл второй

Где я?

Собаки быстро учатся новым действиям, движениям и т.д. Но у них есть еще способность к определению своего положения в пространстве. Они знают свое нахождение относительно других людей, собак и т.д.

Оборудование:

  • комната с постоянным расположением вещей

Предварительное обучение:

  • умение по команде уходить на место (необязательно)

План:

  1. Поставьте стул посреди комнаты. Вы всегда будете заниматься именно на этом месте. Разбросайте несколько кусочков по комнате, и пусть собака их собирает. Отметьте то место в комнате, которое собака предпочитает (где она больше ищет еду). Щелкать не надо. Старайтесь охватить лакомством максимальное количество точек.
  2. Выберите определенное место (около предмета интерьера). Когда собака будет находиться в нем, щелкните и бросьте лакомство именно туда (обязательно!) Бросайте его так быстро, чтобы собака не успела покинуть это место после щелчка.
  3. Начните увеличивать время между щелчком и броском лакомства, чтобы собака все же продолжала оставаться в выбранном месте комнаты. Лакомство по-прежнему бросать к собаке или за нее.
  4. Начните бросать лакомство после щелчка в разные стороны, чтобы собака осознанно возвращалась в исходную точку, а не просто стояла там, куда падает еда. Возможно, вам придется еще возвращаться к пункту 2, чтобы собака поняла, что не ее деятельность, а ее местонахождение приносит поощрение.

Команды:

могут быть добавлены в любой момент и могут означать как сторону комнаты (север, юг, запад, восток), так и привязку к предмету интерьера (стул, телевизор, окно и пр.)

Паззл третий

Где парный?

В этой игре собака научится наблюдать за предметом, который вы ей показываете и искать пару ему, указывая ее вам.

Меняйте предметы постоянно, чтобы правильный предмет не был в одном и том же месте. Убедитесь, что показываете предмет «для опознания» под тем же углом для собаки, что и парный ему на полу.

Оборудование:

  • набор предметов (5-10), подходящих по парам. Достаточно маленькие, чтобы помещаться в одной руке для показа собаке.

План:

  1. Начните с отработки способа обозначения каждого предмета, один за одним. Сбалансируйте историю поощрения так, чтобы «нелюбимый» предмет поощрялся достаточно для того, чтобы он «сравнялся» по ценности с остальными. Щелкать в момент нужного поведения (постоянного для этого предмета), поощрять, бросая кусочек на пол, чтобы было время поменять предметы.
  2. Положите три предмета в ряд на пол перед собой. Бросьте кусочек вперед на 12 часов. Когда собака вернется, покажите ей рукой, какой предмет она должна вам указать. Щелкать за обозначение предмета по вашей подсказке, бросать кусочек на 12 часов, чтобы у собаки была возможность осмотреть предметы по пути обратно.
  3. Возьмите один из парных предметов, покажите его собаке, затем укажите ей на второй предмет этой пары на полу. Щелкать за правильное указывающее поведение по вашей подсказке. Бросать кусочек на 12 часов.
    Возможно, вам сначала придется поощрять собаку за то, что она смотрит на предмет в вашей руке, прежде чем позволить ей перейти к поиску.
  4. Повторяйте это, пока не увидите, что собака не обращает внимания на вашу подсказку и сама показывает правильный предмет. Щелкать за независимое выполнение задания. Бросать кусочек на 12 часов. Наблюдайте за направлением взгляда собаки, когда она возвращается.

Меняйте предметы в ряду и вводите новые предметы, но не используйте постоянно новый предмет. Не забывайте проверить качество указывающих действий собаки на новый предмет до того, как добавить его в упражнение. Она должна одинаково четко указывать все предметы.

Варианты

Научить показывать подходящий по запаху можно так же.

Используйте как минимум пять одинаковых контейнеров. Нанесите небольшое количество пахнущего вещества на ткань и положите ее в контейнер (подойдут банки от джема, например). Посадите собаку рядом с собой, попросите ее понюхать тот кусок ткани, на котором нужный запах; затем укажите рукой на контейнер с нужным запахом, чтобы собака обозначила его. Каждый раз следите за тем, чтобы собака пронюхивала все контейнеры; можете использовать для этого кусочки лакомства.

Аналогичным образом можно научить собаку выбирать человека с нужным запахом. Попросите пять человек сесть на стулья в ряд, держа в руках куски ткани с их запахом. Не забудьте подписать их имена на предметах. Руки они должны держать на коленях. Дайте собаке занюхать искомый запах и идите вместе с ней, чтобы показать ей правильного человека. Продолжайте так, все время уменьшая свою помощь, пока собака не начнет сама искать нужного человека.

Паззл четвертый

Какой отличается?

Предварительное обучение:

  • указывающие действия (касание лапой, взгляд, укладка)

Оборудование:

  • четыре набора парных предметов

План

  1. Начните с подготовки: указание каждого предмета отдельно. Они все должны иметь одинаковую ценность для собаки, т.е. история поощрения за каждый должна быть примерно одинакова. Щелкайте за четкое указание на предмет. Лакомство бросайте в сторону, чтобы иметь возможность поменять за это время предмет.
  2. Положите три предмета на полу между собой и собакой. Два парных, один отличается. Покажите на непарный, чтобы собака видела ваш жест во время возвращения обратно после куска. Щелкайте за обозначение указанного вами предмета. Бросайте лакомство за собаку, это позволит собаке хорошо рассмотреть предметы на обратном пути.
  3. Меняйте предметы, чтобы отличающийся был все время разным, и меняйте расположение предметов относительно друг друга. Произносите сначала команду, потом указывайте рукой до тех пор, пока собака не будет готова попробовать без вашей подсказки рукой, только по команде. Щелкайте за это, бросайте лакомство за собаку.

Пример:

  • А А В – правильный ответ «В»
  • А В В — правильный ответ «А»
  • В В С — правильный ответ «С»
  • С В С — правильный ответ «В»
  • А А С — правильный ответ «С»

Когда собака начнет уверенно показывать, какой отличается из трех, можно увеличить количество предметов.

Паззл пятый

Какой самый большой?

Самый большой или самый тяжелый? Решите это для себя перед началом обучения, поскольку собака может делать и тот, и другой варианты.

Не торопитесь. Возможно, собаке понадобится несколько занятий, чтобы понять идею. Хотя были случаи, когда опытные собаки справлялись за 10 повторений.

Оборудование:

  • набор предметов разной высоты. Например, конусы, мячи, штабель брусков. Разброс высоты — от чуть выше головы собаки до слегка отличающейся от пола.

Для обучения «Найди самый маленький» используйте совсем другие предметы.

План

  1. Начните с отработки способа указания предмета. Предъявляйте предметы по очереди, подкрепляя ту реакцию, которой собака его обозначает. Постарайтесь, чтобы история поощрения каждого из них была примерно одинакова, чтобы у собаки не было предпочтений к одним перед другими. Щелкать за четкое указание на предмет при его первом предъявлении. Поощрение бросайте в сторону, чтобы получить время для смены предмета.

  2. Поставьте три предмета на пол между собой и собакой. Меняйте расположение самого высокого и его высоту. Щелкать за указание предмета по вашей подсказке. Бросайте лакомство на 12 часов, это позволит собаке оглядеть предметы еще при возвращении к вам.

  3. Чтобы проверять обучение, следите за тем, чтобы предмет, который был правильно указан ранее, НЕ был самым большим в следующем наборе, но присутствовал в нем.

    (G — самый большой предмет) (F был не самый большой, и собака его успешно не указала, но теперь он самый большой)