В дрессировке собаки часто ошибаются, и их за это наказывают. В действительности же вина лежит на дрессировщике, а не на собаке. Собака бы с удовольствием ошибалась редко или не ошибалась бы вообще, если бы ваш план обучения был сделан специально под нее, и прежде, чем усложнять задачу, с собакой бы отрабатывали более простые уровни. В жизни, к сожалению, обычно происходит не так. У многих собак в аджилити — слабая базовая подготовка в течение 2-4 месяцев, а потом от них ожидают звездного выступления при первом выходе в ринг.
Напротив, обучение с правильно нацеленным отбором поведения в контролируемой среде поможет создать собаку, которая научится хотеть вести себя так, как вам надо, потому что правильный выбор ей было делать легче с начала до конца обучения. Используя таблицу ниже, вы сможете создать для своей собаки план обучения, основанный на ее успехе. В таблице расписано систематическое усложнение во время занятий.
Вы должны всегда давать возможность собаке добиться успеха, при этом у нее должна быть свобода выбора, чтобы иногда она ошибалась. Это позволит собаке понять границы правильных и неправильных действий. Собака учится хотеть делать правильный выбор, чтобы получить поощрение. У нее всегда есть выбор, поскольку нет поводков, дуг или рук, которые бы удерживали ее от ошибок.Вы продвигаетесь на следующий уровень сложности, только когда собака показывает не менее 80% правильных выполнений в течение как минимум двух последовательных занятий.
Этап подготовки | Правильное выполнение | Неправильное выполнение |
---|---|---|
Начальный: прививаем уверенность | Правильный вариант очень легок. Собака набирает уверенность через поощрение ее действий. Вы ограничиваете возможность совершения ошибки, манипулируя обстановкой вокруг | Неправильный выбор труден, но возможен. Даже на ранних стадиях дрессировки собаке дают возможность сделать неправильно, но правильный вариант для нее делают легче и привлекательнее |
Средний: усложняем | Правильный ответ выбрать сложнее по мере роста умения | Неправильный выбор становится все более доступным, «искушая» собаку |
Поздний: проверяем понимание и совершенствуем опытную собаку | Правильный вариант малодоступен, но не невозможен. Вы проверяете способность собаки сделать правильно независимо ни от чего. Собака показывает вам, что у нее солидная базовая подготовка. Обстановка может быть очень сложной, но собака реагирует правильно, если вы соблюдали правило 80%. | Поскольку вы много поощряли правильный выбор собаки раньше, теперь вы можете сделать возможность совершить ошибку очень привлекательной. Собака попала на этот уровень подготовки при постоянном усложнении отвлечений |
Используя таблицу, придерживайтесь следующих вещей.
* Изначально делайте правильный выбор более легким, а неправильный — более труднодостижимым. Например, одна из ранних стадий обучения буму в нашей программе включает касание носом мишени. Дрессировщик держит мишень в руке, так что собаке легко предпочесть правильное действие — коснуться ее. Мишень не прижимают к носу собаки, не оставляя ей этим выбора. Если собака выбирает движение к мишени, ей щелкают и поощряют ее. Держа мишень в руке, тренер манипулирует окружающей средой таким образом, чтобы увеличить вероятность успеха собаки. Тренер разделил нужный навык на маленькие шажки, каждый из которых легко достижим для собаки, чтобы она не сдалась и не перестала работать от расстройства. Вокруг нее нет отвлечений, так что вероятность того, что собака будет действовать успешно, очень высока.
* Никогда не корректируйте собаку словом или физически за выбор неправильного действия, только поощряйте за правильный выбор. Если вы ругаете собаку, вы пытаетесь ее контролировать и думать за нее. Ей должно быть позволено самой найти правильный ответ. Наука доказывает, что собака выберет наиболее поощряемый вариант. Если вы следовали схеме повышения сложности и контролировали возможные отвлечения в окружающей среде, этот вариант будет именно тем, что вам и нужно. Эти принципы дают высокую повторяемость действий, выученных с помощью отбора поведения.
* Повторяющаяся ошибка дает вам понять, что вы неточно следовали таблице. Собака должна действовать правильно в 80% времени, прежде чем вы усложните задание.
* Приберегите очень сильные отвлечения до тренировки очень опытной собаки, у которой уже хорошая база в нужных навыках. В случае с бумом, дрессировщик должен будет методично провести собаку через все маленькие ступени обучения, чтобы получить быстрое и надежное прохождение, и проработать все возможные отвлекающие факторы, какие можно придумать (убегать вперед, отстать, разбросать заранее вокруг лакомство или игрушки — список ограничивается только вашим воображением). Можно послать собаку на бум, а самому повернуть на 90 градусов в сторону, размахивая руками, или играть с другой собакой, пока первая делает бум. На этом этапе для собаки неправильный выбор («сорвать» зону) более привлекателен, чем правильный (доделать ее). Но она вряд ли будет ошибаться, если дрессировщик довел ее до этого уровня готовности правильно, заложив солидную базу на положительном подкреплении. Со всеми этими тренировочными усложнениями собаке всегда позволялось выбрать, что делать, и поэтому ей очень легко повторить этот выбор на соревнованиях или на тренировке.
* Помните о 80% правильных попыток перед увеличением сложности. Не делайте упражнение более сложным, пока не получили эти 80% в течение минимум двух тренировок подряд. Тогда вы сможете усложнить один аспект упражнения. Заметьте, что ваши первые занятия не будут иметь уровень успеха 80%. Иногда получение нового действия происходит при всего 40% правильных попыток. Смысл в том, чтобы уровень успеха не упал ниже той точки, при которой собака сдастся и прекратит пытаться что-то понять. Если вы будете полностью следовать таблице, ваша собака быстро поймет, как заработать поощрение, и ваш уровень успеха быстро возрастет до 80% или выше. Если ваши тренировки всегда проходят на этом уровне, вы зря теряете время. Постоянный высокий процент правильных попаданий говорит о том, что вы недостаточно усложняете задачу собаке, или ваши требования слишком просты.
* Оцените ваш план подготовки и спросите себя: вы учите упражнение или понимание? Полагаетесь ли вы на дуги в слаломе, игрушку в конце бума или руки, чтобы не дать собаке сделать ошибку? Давали ли вы собаке возможность сделать ошибку, и если у нее будет выбор — что она выберет? Так ли эффективна ваша программа обучения, как она может быть?
Используйте таблицу как справочник, и вы получите уверенную в себе собаку, которая понимает смысл упражнения!