© перевод В. Большакова https://dogschool.ru
Примечание: Книга написана последовательницей Карен Оверолл (у нас издана ее книга по поведенческой медицине для собак). Все упражнения описаны для кликер-дрессировки. Продолжительность и последовательность курса – очень условная, ибо порядок введения и усложнения упражнений определяется составом и уровнем группы. Скорее такое содержание было сделано для удобства изложения. Если что непонятно – пишите, буду пытаться описать подробнее, потому что большинство упражнений, на самом деле, вроде давно известны, поэтому я их подробно не расписывала. Книга переполнена «историями из жизни», так что пока проще обойтись пересказом, переводить все — дело небыстрое.
Контроль без поводка.
Структура курса (примерная, от 7 занятий раз в неделю).
1 занятие:
— Пассивное внимание (массаж, контроль дыхания собаки, тихая совместная прогулка и т.п.) — в принципе, обычно все собаки лежат на своих ковриках, рядом сидят хозяева и делают им расслабляющий массаж. Выполняется в начале каждого занятия.
— Упражнения с поводком:
во-первых, надо выработать у собаки автоматическую реакцию. Эта то поведение, которое собака предлагает без команды, когда она чего-то хочет от владельца или не понимает, что ей делать. Хорошо годятся «глазки», сидеть, лежать.
Во-вторых, надо объяснить про точки переориентирования – те места, где собака должна перевести свое внимание на владельца, чтобы что-то случилось дальше (все входы и выходы в дверь, посадка-высадка из машины, вход-выход из клетки, кормление и т.п.). Сначала от собаки требуют, чтобы она перефокусировалась на владельца, чтобы инициировать продолжение деятельности (открыть-закрыть и т.п.), а затем через некоторое время начинают требовать, чтобы и после прохождения этой точки внимание оставалось на владельце (подошли к двери-собака села и посмотрела в лицо-дверь открыли-прошли-остановились-собака посмотрела в лицо-пошли гулять дальше).
В-третьих, приучить собаку к тому, что когда ее хватают за ошейник – происходит что-то интересное. Для этого а) хватать-щелкать-поощрять; б) хватать за ошейник каждый раз перед началом или возобновлением игры.
В-четвертых, приучить собаку к тому, что все интересное начинается, когда поводок отстегивают. Для этого – сначала ходить на поводке, поощрять любое внимание в свою сторону. Когда собака заинтересуется и увлечется процессом, бросить поводок и продолжить в том же духе. Поднимать и бросать поводок, продолжая заниматься удерживанием внимания собаки. Для собак, которые стартуют при звуке щелчка карабина – отстегнуть, щелкнуть кликером и бросить горсть еды на землю. Пока она его собирает, не глядя идти дальше. Когда доест, поднимет голову и кинется догонять – щелкнуть и поощрить за внимание.
— «Групповое хождение» — к собаке прицепить два поводка, хэндлер и инструктор встают по обе стороны от ее, и все втроем двигаются по квадрату. Поощряется любое внимание и попытки совместной деятельности собаки (она, например, изображает поворот, т.е. работает в группе, а не тащится между людьми), при этом один человек щелкает, а другой кормит. Хорошо для собак, нервно относящихся к людям. Если собака тянет, все останавливаются, ждут, пока она опять обратит на них внимание, щелкают, поощряют, двигаются дальше.
— «Коробка» — базовое упражнение, выполняется в начале каждого занятия, уровень сложности повышается индивидуально под каждую собаку. (без отвлечений, просто двигаться внутри). Легким забором огораживается квадрат, владелец с собакой двигается внутри него. Либо на поводке, либо без поводка, если собака это может делать. Поощряется любое внимание к владельцу, даже просто поворот уха в его сторону. Поощрять максимально много. Первое занятие – без отвлечений. Возможные усложнения «коробки»:
— Уменьшение уровня подкрепления (поощрять реже)
— Добавить отвлечения снаружи и внутри забора (внутри – второй человек; игрушка, лакомство, валяющиеся на земле; снаружи – люди, собаки (как спокойно лежащие, так впоследствии и бегающие и играющие)).
— Убирать понемногу секции забора.
— Использовать других собак.
Не забывать, что когда вводится новое усложнение, убираются предыдущие (если уже используется более редкое поощрение, при введении нового отвлечения уровень подкрепления опять повышается, например. Если убирается забор, собаки за ним либо отсутствуют, либо спокойно лежат).
2 занятие:
— Пассивное внимание (начать как обычно, затем, когда собаки расслабятся, можно пересадить владельцев ближе друг к другу)
— Активное внимание (игра с владельцем, трюки, движение рядом в игровой форме – любая деятельность, где собака активна). Возможные варианты упражнений:
— «Попрыгун» — собака расслабляется на коврике (пассивное внимание), затем ее резко включают в игру, и через некоторое время снова отправляют расслабляться на коврике. Так несколько раз. Собака должна уметь переходить от спокойного состояния к активному и немедленно обратно.
— «Почти глазки» — собаке предлагается кусок или игрушка (на начальном этапе лучше кусок), получает она его только за то, что переводит глаза на хэндлера.
— «Не трогай» — (вариации разные – кусок на ладони, кусок на полу около ноги) – если прозвучала команда, кусок собаке молча не дают, пока она не продемонстрирует явный отказ от него. Когда демонстративно смотрит на него и не берет или даже отворачивается — щелчок и кусок. Менять места, количество и качество кусочков – использовать пол, мебель и т.п., разную на вкус еду. Увеличивать расстояние между собой и собакой, сохраняя при этом за собой возможность накрыть лакомство, если она попытается его взять. Короче, все как обычно, а не как на площадках 🙂
— Супер-быстрый поворот головы – практически аналог подзыва. Стоя около собаки, назвать либо кличку, либо команду, но желательно, чтобы слово было без предварительной истории непослушания (даже кличку можно заменить прозвищем, если собаку раньше долго и безуспешно ловили, называя кличку). Как только она начнет поворачивать голову на звук, щелкать и кормить. Когда это закрепится, можно добавить расстояние (можно будет щелкать за поворот шеи и начинать убегать с поощрением – это добавит скорости) и отвлечения.
— Место – как обычно, отобрать нужное поведение собаки – укладку на коврике.
— Выдержка на старте. Поскольку курс адаптирован под собак для аджилити, введено это упражнение. Сначала долго-долго быстро-быстро кормить собаку в заданной позиции (обычно сидеть). Затем быстро дать команду «вольно» и перестать кормить. Нормальная кликерная собака будет удивлена и попробует снова предложить эту позицию. Снова кормить быстро-быстро долго-долго, дать команду «вольно» и перестать кормить. И т.д. Далее добавляется расстояние (сначала – буквально с того, что чуть сгибаешь ноги в коленях, как будто сейчас сделаешь шаг, и тут же обратно кормить).
3 занятие.
— Пассивное внимание
— Активное внимание
— «Коробка»
— Самое гениальное, на мой взгляд, в этой книге — «Посмотри». Смысл в том, что если мы хотим от собаки сконцентрированной работы в ринге, она должна быть уверена в себе, помимо всего прочего. Представьте себе, что вы идете ночью по лесу со знакомым, и слышите в кустах страшные шорохи и шелесты. Если вы будете стараться таращиться на знакомого (по его требованию к тому же), у вас очень быстро начнется паника (а что это? А вдруг оно уже догоняет и сейчас меня схватит???). А если сбегаете палкой туда потычете – выяснится, что там ворона в ветках запуталась, и все. И уже не страшно, и можете таращиться на знакомого, пока не дойдете до места. Поэтому, если собака вертится по сторонам, проверяя, не идут ли к ней другие собаки, не крадется ли судья с недобрыми намерениями и т.п., щелкаем ей ЗА ТО, ЧТО ОНА СМОТРИТ ТУДА. Собака быстро понимает, что надо глянуть и тут же смотреть на владельца, который сейчас будет кормить. Навык берется под стимульный контроль, т.е. в дальнейшем это делается по команде. Итог – во-первых, собака начинает относиться к тому, что ее раньше напрягало, как к хорошему, ибо оно предвещает вкусное, во-вторых, улучшается внимание к владельцу, ибо он часто поощряет его. Щелкать в момент взгляда. Если у собаки идет все же реакция на раздражитель, значит, порог возбуждения перейден и надо заниматься при более мягкой степени отвлечения этим же раздражителем (т.е. подальше отойти). Щелкать в момент реакции (лай, броски и т.п.) уже не надо, надо дать себе по голове и сделать выводы. Щелчок – за взгляд.
— Параллельные гонки. Для собак, у которых вызывает проблемы вид, присутствие или движение других собак. Ставится легкий забор в форме буквы Т, по обе стороны от него ставятся хэндлер с собакой, и они двигаются параллельно друг другу (перекладина – чтобы они в конце забора не встретились). Сначала собаки с внешней стороны, владельцы двигаются у забора, расстояние можно сделать побольше. Потом можно вести собак уже по внутренней стороне, сокращать расстояние между ними, наращивать скорость движения. Либо владельцы бегут вместе с собаками, либо собаки оставляются на выдержке и одновременно подзываются (если собаки совсем проблемные – просто ходить рядом и кормить, удерживая внимание). Затем можно убирать средние секции забора, бросить поводки (тогда поставить забор обратно), потом с брошенными поводками без средних секций и т.п. Высший пилотаж упражнения – собаки без забора бегут навстречу друг другу к владельцам, не обращая друг на друга внимания.
4 занятие.
— Пассивное внимание
— Активное внимание
— «Коробка»
— «Перерыв!» — упражнение опять же для повышения внимания к владельцу. Заранее придумать себе, что простое и быстрое будем делать. Заготовить лакомство (10 кусочков). Быстро-быстро поделать задуманное, кормя раз в 30 секунд или чаще (поэтому лучше простое и быстрое поведение, типа мишени или усадки-укладки) Скормив все, сказать «Гуляй» и сесть на стул, глядя в горизонт. Просидеть ровно минуту (если собака отключается и занимается своими делами), встать и начать заново – 10 кусков, Гуляй, стул. Через несколько повторений собака будет либо вообще не уходить, либо возвращаться не через минуту, а раньше. Если она вернулась до истечения минуты – снова начать занятие, 10 кусков, Гуляй. И так далее.
— «Выключатель». Активно играть 30 секунд – посадить или положить – подержать так недолго – возобновить игру. Собака учится «выключать» возбуждение и включать его заново. Аналог «Попрыгуна», но более активный.
— «Пионерский костер» — все с собаками встают по кругу, один (или инструктор со своей собакой) ходит между ними змейкой, все дружно щелкают и поощряют своих собак за взгляд на проходящую собаку («Посмотри»).
5 занятие.
— Пассивное внимание
— Активное внимание
— «Коробка»
— «Собака идет!» — моделировать ситуации, когда собаки находятся близко друг к другу, проблемную собаку при этом все время поощряют и кормят за то, что она не обращает внимания на другую (или делает «Посмотри»). В том числе – выход проблемной собаки из туннеля или с горки, где рядом вдруг оказывается другая собака (сначала можно отгораживать легким забором).
— «Аут» — учить собак обходу стоек от барьеров для аджилити.
6 занятие.
— Пассивное внимание
— Активное внимание
— «Коробка»
— Аут-место – поставить вперемешку стойки от барьеров и положить коврики, чтобы собака высылалась на обход стойки и затем бежала не к хэндлеру, а на коврик. Можно делать различные трассы таким образом.
— «Авария» — коробкой ставятся стойки от барьеров (имитируя 4 барьера, без поперечных планок). Один хэндлер с собакой двигается по прямой, совершая после каждых ворот только правые повороты, второй хэндлер совершает только левые повороты. При этом они периодически встречаются в «воротах», собаки должны спокойно расходиться, не обращая друг на друга внимания (двигаться можно на поводках по неформальной команде Рядом).
7 занятие – все то же самое другим манером с усложнениями.