Дрессировка собак

Без принуждения, кликер. Аджилити и обидиенс.

Морган Спектор. Решение проблем в дрессировке с помощью кликера

Решение проблем.

Проблемы возникают всегда. Собаки есть собаки, это не роботы, и даже хорошо выученные навыки могут развалиться. Я видел лучших собак страны, игнорирующих команду на укладку во время подзыва, забывающих сесть при остановке в движении рядом, ложащихся на выдержке сидя, и т.п. Вам надо смириться с тем, что вы никогда не получите готовый продукт. В идеале основные навыки отработаны настолько хорошо, что когда возникают затруднения, их можно быстро преодолеть.

Нет возможности в книге, посвященной основным концепциям дрессировки, дать точные рецепты решений всех возможных проблем. Я хочу здесь обозначить подход к решенрию проблем и привести несколько примеров того, как он работает.

«Правило трех раз.»

Каждый раз, когда я сталкиваюсь с проблемой, я применяю «правило трёх»: один раз – ошибка, два – тенденция, три – образ жизни. Другими словами, что угодно может пойти не так однажды, и значения этому придавать не стоит. Обычно собаке достаточно простого напоминания о том, что я ожидал увидеть. Если то же самое происходит еще раз, либо в следующий раз при выполнении упражнения, либо в ближайшее время после первой ошибки, я усматриваю тенденцию. Поскольку «три ошибки – образ жизни», я рассматриваю вторую ошибку как серьезную и не даю собаке шанса ошибиться в третий раз. Однажды на соревнованиях Сэм лег во время выдержки сидя. После второго раза (подряд) я снял его с трех соревнований, на которые он уже был заявлен и переучивал выдержку сидя до тех пор, пока не стал уверен, что проблема решена. Так что иногда это может вам стоить времени и денег. Но похоже, что применение этого правила помогает предотвратить длительных проблем в выполнении упражнений, так что я вам его рекомендую.

Правило 1. Берите ответственность на себя.

Собака никогда не бывает неправа. Все, что она делает – результат вашей дрессировки. Так что если собака ошибается, это последствия какой-то ошибки в вашей дрессировке. Вы дрессировщик, вы создали проблему, и вы должны ее решать.

Можно выработать теоретическое решение любой проблемы по следующей формуле:

Прошлое: что происходило раньше? Пересмотрите заново историю собаки и вспомните, что вы делали, а что нет.

Поведение: что делает собака, что вам хочется изменить?

Последствия: что подкрепило то поведение, которое вы теперь считаете проблемой?

Анализируя прошлое и последствия, вам придется плотно посмотреть на то, что вы делали – и что не делали – чтобы создать и подкрепить ситуацию.

Частью понимания того, как решить проблему, является знание того, как вы ее создали. Это означает, что желательно вести дневник занятий. Если возможно, делайте видеозаписи своих тренировок и храните их подольше. Это даст вам точную запись того, что и когда вы делали (а если повезет – то и зачем). Это также даст вам возможность увидеть предвестники проблемы, которые вы просмотрели (или решили не обращать на них внимания) в свое время. Выяснение того, что было не так и почему, не только поможет вам справиться с проблемой, но и поможет избежать таких же ошибок в будущем.

С другой стороны, не казните себя. Решение проблем – отличный способ расширить свое понимание дрессировки и понимание вашей собакой упражнений.

Правило 2. Стройте занятие так, чтобы вы могли поощрять желательное, а не избавляться от нежелательного.

Это правило должно относиться ко всей оперантной дрессировке, но особенно надо о нем помнить при исправлении ошибок. Слишком легко впасть в настроение «я избавлюсь от проблемы». Это вынудит вас думать в терминах уничтожения нежелательного поведения, а не в терминах поощрения желательного поведения. Да, вы собираетесь избавиться от проблемы, но с помощью выучивания чего-то нового. На этом вы должны сконцентрировать свое внимание.

Сопротивляйтесь искушению подавать сигналы «не-действия», такие как «плохо» или «ай-яй-яй». Каждый раз, как вам кажется, что их применение необходимо, вы на самом деле двигаетесь слишком быстро в дрессировке. Особенно при решении проблем, вам надо разбить поведение на части как можно больше, чтобы дать собаке возможность сделать правильно и дать вам что-то положительное для дальнейшей работы с этим.

Правило 3. Не поощряйте ошибку.

Это общая ошибка – дать собаке продолжить выполнение упражнения после ошибки. Делая так, вы поощряете совершение ошибки, поскольку сообщаете собаке, что она может неправильно сделать шаг А и все же перейти к шагу Б. Когда возникает затруднение, немедленно разбейте упражнение на части, решите проблему и не позволяйте собаке делать упражнение дальше, пока она не сделает правильно.

Правило 4. Изолируйте проблему.

Не пытайтесь решить проблему «в сборе» с сопутствующими действиями. Собака не выполнила Х. Определите, что этот Х из себя представляет, изолируйте от других действий, и исправляйте.

Правило 5. Не бойтесь вернуться в «детский сад».

Часто полезно принять идею, что «собака вообще не понимает, что от нее требуется». Я часто говорю даже, что «нам надо переучить это с нуля как абсолютно новое поведение». Делая так, вы войдете в «обучающее» настроение, и подойдете к процессу в позитивном настрое. Начните восстановление упражнения с максимально начальной точки.

Правило 6. Вызывайте и поощряйте правильные действия.

Определив корни проблемы, делайте то, что вызовет правильные действия собаки, поощряйте их, и потом посмотрите, предложит ли их собака по команде. Помните, общим правилом является то, что поведение не является оперантным до тех пор, пока собака не предлагает его в свободном состоянии в надежде на поощрение.

Правило 7. Не бойтесь повторений.

Когда проблема укоренилась, ее трудно изгнать, и возможно, вам никогда не удастся избавиться от нее полностью. Вы должны добиться высокого процента правильного выполнения (80% или выше) в течение большого количества (100 и больше) повторений обновленных действий прежде, чем сможете счесть проблему решенной. И даже в этом случае, будьте начеку в ожидании того, как старый, ошибочный вариант действий поднимет свою уродливую голову в любой момент.

Правило 8. Верните переделанное действие в цепочку упражнения в одно занятие, но не проверяйте целиком, пока не уверены, что проблема решена.

Успешное решение конкретной проблемы дожно позволить собаке продолжить выполнение упражнения, чтобы и это сделать успешно. Поскольку действие, следующее за проблемным, обычно является поощрением, то для собаки является достаточно притягательным выполнить его после работы над исправлением проблемы.

Если вы собираетесь поощрить ее таким образом, будьте осторожны. Не провоцируйте совершение ошибки в своем энтузиазме сделать все упражнение целиком. СкажеМ, у меня проблемы с высылом по прямой. Если я решаю все же разрешить собаке прыгнуь барьер после высыла, я сделаю это ПОСЛЕ того, как добьюсь и поощрю хороший высыл по прямой. Я подойду к ней, щелкну и покормлю на том месте, где остановил, затем вернусь на свою исходную позицию и оттуда разрешу собаке прыгнуть барьер. Я не дам ей сделать еще один высыл в надежде, что она сделает его хорошо и можно будет дать ей прыгнуть барьер [по американским правилам в упражнении высыл собака высылается в дальний конец ринга, а затем по указанию судьи хэндлер посылает ее либо на сплошной барьер, либо на барьер с падающей планкой; при повторном выполнении упражнения преодолевается оставшийся барьер, т.е. собака выполняет два высыла с барьером в конце в одно выступление] в качестве поощрения.

Некоторые спорят насчет того, что надо заканчивать тренировку на хорошем, но лично я убежден, что это хорошее правило, и оно является практически обязательным при решении проблем в выполнении упражнений. Если я борюсь с ошибкой и не вижу никакого прогресса, я вернусь на настолько простой уровень, насколько возможно чтобы собака не совершила ошибку, поощрю за успех и закончу тренировку. Практически всегда это означает, что в следующий раз при отработке этого упражнения я увижу прогресс.